Картинавыставлена на всеобщее обозрение во французском музее Лувр, и ее часто называютсамым известным, самым посещаемым, самым обсуждаемым, самым воспетым, самымкопируемым и пародируемым художественным шедевром в мире. Именно поэтому былобы не лишним узнать получше эту загадочно улыбающуюся даму, которая таит намногобольше секретов, чем это заметно невооруженным взглядом.
10. Кто она такая?
Истиннаяличность героини этого портрета до сих пор остается неизвестной. Большинствоэкспертов считает, что это была 24-летняя Лиза Мария де Герардини или, как еееще называют, Лиза дель Джокондо (Lisa Maria deGherardini, Lisadel Giocondo),знатная итальянка, родившаяся во Флоренции еще в 1479 году.
Предположительнопортрет девушки был заказан ее мужем – Франческо ди Бартоломео ди Заноби дельДжокондо (Francesco diBartolomeo diZanobi delGiocondo). Для своей родословной Мона Лиза веласкромный образ жизни, ее муж торговал шелком и прочими тканями, и у этой парыбыло 5 детей – Пьеро, Андреа, Камилла, Джоконда и Мариетта (Piero, Andrea, Camilla, Giocondo,Marietta).
Согласнодругим версиям женщина на картине напоминает Катерину Сфорца, графиню Форли (Caterina Sforza,Forli), прославившуюся своими успехами в военныхоперациях. Еще одна теория гласит, что юная дама на картине – любовницафлорентийского правителя Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici). Если верить другому предположению, да Винчи изобразилименно Изабеллу Арагонскую, маркизу Мантуи (Isabella de Aragona, Mantua).Но и на этом варианты не заканчиваются – кто-то считает, что Леонардо да Винчинаписал портрет собственной матери в молодости, или что это вовсе автопортрет,поскольку структура лица модели очень напоминает черты самого художника.
9. Улыбка Джоконды
Загадочная,интригующая и вообще сбивающая с толку улыбка Мона Лизы – это, пожалуй, один изсамых таинственных элементов картины да Винчи.
Напротяжении почти 500 лет ценители спорили, улыбка ли это вовсе, счастлива лигероиня портрета, или же она скорее грустит. Профессор нейробиологии МаргаретЛивингстон (Margaret Livingstone)из Гарвардского университета считает, что улыбка девушки почти полностьюрасположена в «низкочастотном диапазоне света», и поэтому мывоспринимаем ее в основном именно периферическим зрением, когда смотрим в глазагероини.
В2005 году благодаря развитию компьютерных программ по распознаванию эмоцийдатские исследователи выяснили, что Мона Лиза где-то на 83% счастливая, примернона 9% испытывает отвращение, на 6% — испуганная, на 2% рассерженная, почти на1% выглядит нейтрально и на 0% удивлена.
Многиенаблюдатели считают, что выражение лица Джоконды меняется в зависимости оттого, на какую часть портрета смотреть, с какого расстояния и с какого угла.Если стоять рядом с картиной, все мельчайшие детали составляют образ скромнойдевушки, но с дальнего расстояния кажется, что она кокетливо улыбается своемузрителю.
8. Секретные шифры
Спомощью микроскопа высокого разрешения эксперты из Национального комитетакультурного наследия Италии обнаружили на картине наличие нескольких букв ицифр, написанных в самых разных местах этого шедевра.
Вправом глазу Мона Лизы историк Сильвано Винсети (SilvanoVinceti) заметил буквы Lи V, которые теоретически обозначают инициалы самогоЛеонардо да Винчи. В левом же глазу еле видны либо Cи E, либо вообще одна буква B.На мосту на заднем плане были найдены либо цифры 7 и 2, либо буква L и 2. Зачем автор картины нанес на нее этизагадочные символы, которые невозможно рассмотреть невооруженным взглядом? Этотвопрос до сих пор остается без ответа.
7. Неизвестный мост
Мечтеподобный и одновременно очень нечеткий пейзаж за спиной Мона Лизы частоостается незамеченным из-за притягательного очарования самой девушки. Однако усамых пытливых умов трехарочный мост на заднем плане все же не смог не вызватьвопроса о том, где же находится это удивительное и таинственное место вреальности.
Итальянский историк Карла Глори (Carla Glori) предполагает, что мост, виднеющийся за левым плечом Джоконды, — это именно Понте Гоббо (Горбатый мост, Ponte Gobbo), расположенный в небольшой деревушке Боббио к югу от города Пьяченца (Bobbio, Piacenza) в Северной Италии.
ТеориюГлори подтверждает обнаруженное на картине число 72, которое скрыто как раз наодной из арок изображенного моста. Исследовательница считает, что эти цифрыотносятся к 1472 году, когда в этом холмистом регионе произошло сильнейшеенаводнение. Тогда река Треббия (Trebbia) вышла из своихберегов и уничтожила местный мост.
Всвоей книге «Загадка Леонардо» (The Leonardo Enigma)Карла Глори делится с читателями мнением о том, что художник специально указалчисло 72 в районе моста на своей картине, чтобы увековечить разрушительныйпотоп и оставить подсказку о реальном месте расположения изображенного моста.
6. Загадочный взгляд
Какхудожнику вообще удалось достигнуть такого эффекта, что кажется, как будтовзгляд девушки устремлен куда-то вообще за пределы картины и в то же самоевремя направлен именно на зрителя?
Неважно, с какого угла вы будете смотреть на Мона Лизу, она все равно будетзаглядывать вам в глаза. В нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностяхобычно смещаются в зависимости от точки, с которой смотрит наблюдатель, но этоуж точно не относится к двухмерным объектам по типу картин.
Оптическийфеномен, достигнутый Леонардо да Винчи, привлек внимание исследователей изУниверситета Огайо (University of Ohio),которые заметили, что портрет выглядит практически одинаково, с какого ракурсана него не посмотришь. Это явление можно объяснить с научной точки зрения.Леонардо да Винчи настолько мастерки применил эффект светотени на своем холсте,что ему удалось изобразить невероятно реалистичную глубину взаимодействия светаи тени. Именно благодаря искусному таланту художник смог воссоздать уникальнуюперспективу и наделить Джоконду ее мистическим взглядом.
5. Скрытая картина под портретом девушки
Спомощью инфракрасного и лазерного исследования в 2006 году канадские ученыеобнаружили черновые наброски да Винчи прямо под основным слоем краски, включаяальтернативное расположение указательного и среднего пальцев левой рукидевушки. После этого был сделан еще целый ряд открытий, и среди них всплылипотайные кружева на платье Мона Лизы и одеяло, которое должно было лежать на ееколенях и прикрывать часть живота героини.
В2015 году французский инженер Паскаль Котт (PascalCotte) использовал другую технику обследования картины —на полотно были направлены интенсивные световые лучи разных длин волн, а новыеданные были получены уже на основании отраженного света. К всеобщему удивлениюновый метод помог обнаружить под основным изображением другие потайные сюжеты.Котт назвал свой способ технологией усиления слоев и пояснил, что с его помощьюможно узнать, что конкретно скрывается под слоями краски на холсте. Французсравнил свой метод с виртуальным срезанием сросшихся листочков луковицы. Подсамым верхним слоем Котт нашел 4 ранее неизвестных изображения, включая портретеще более молодой девушки с другими чертами лица, и она совсем не улыбалась.
Естественно,эксперты сразу же задались вопросом о том, кем была эта модель, и теорийвозникло сразу целое множество, но ее истинная личность, вероятно, навсегдаостанется для нас загадкой.
4. Беременная Мона Лиза
Историки,изучающие шедевры искусства, убежденные, что на картине Леонардо да Винчиизображена именно Лиза дель Джокондо, заодно полагают, что девушка позировалахудожнику, будучи на тот момент беременной.
Ееруки предположительно недаром скрещены над округленным животом. Вдобавокисторические свидетельства указывают на то, что во время написания портрета онакак раз вынашивала своего второго ребенка. Вероятно, на этом холсте перед вамиизображена именно беременная дама.
Болеетого, инфракрасные снимки помогли обнаружить под верхним слоем краски зарисовкутрадиционной вуали, наброшенной на плечи модели. Именно такую льняную вуаль вИталии раньше носили беременные девушки.
Существуетмнение, что эта вуаль могла быть обычным шарфом или любой другой тканью,наброшенной на плечо девушки. Однако расположение рук Мона Лизы, точноизвестные даты рождения ее детей, и появление такой же вуали на портретебеременной Смеральды Брандини (Smeralda Brandini) авторства Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli)дают основание полагать, что во время написания картины «Джоконда» ее героинятоже была в положении.
3. Почему она кажется нам такой привлекательной?
Напротяжении истории портрет Мона Лизы не раз провозглашался образцом нетленной красоты.Было бы несправедливо считать, что привлекательность и загадочность этойдевушки заключается только в ее взгляде и улыбке, ведь она простирается намногодальше и восхищает чем-то еще абсолютно неуловимым.
Золотоесечение связано с обусловленным соотношением длины и ширины прямоугольников, иего принято считать самой приятной глазу и самой гармоничной пропорцией вприроде. Это сечение встречается как в природе, так и в рукотворных объектах,включая спиралевидный центр цветков подсолнуха и колонны Парфенона. Золотоесечение иногда называют даже божественной пропорцией, причем автором этоготермина стал сам Леонардо да Винчи.
Есливокруг лица Мона Лизы нарисовать воображаемый прямоугольник и дополнить егосоответствующими пропорциями, ее подбородок, верхний край головы и ее нос будутнаходиться в самых подходящих позициях. Присутствие золотого сечения в работеда Винчи, вероятно, объясняет нам, почему этот портрет производит на всех такоенеизгладимое впечатление. Пропорции Джоконды невероятно приятны глазу, ведь ониявно демонстрируют сочетание естественного баланса и красоты. Математики уж точнопоймут…
2. Украденная картина
В1911 году картину «Мона Лиза» похитил итальянский сотрудник Лувра по имениВинченцо Перуджа (Vincenzo Perugia). Воришка был убежден, что шедевр ранеебыл украден из Флоренции самим императором Наполеоном, и он страстно желалвернуть картину в ее «настоящий дом». Почти 2 года никто не знал, где искатьлегендарный портрет, и в СМИ за это время появилось множество самых разныхтеорий о причинах воровства и о месте нахождения картины. В 1913 году Перуджавышел на связь с итальянским арт-дилером Альфредо Джери (Alfredo Geri).Через дельца он запросил у властей Италии денежное вознаграждение взамен на егоуслуги по доставке Джоконды назад во Флоренцию.
Впрочем,появление новостей про портрет породило только новые вопросы и домыслы. Завозвращение картины да Винчи Перуджа запросил довольно скромную сумму денег, иэто вызвало у общественности сомнения в том, что картина была на самом деле вероломноукрадена. Кто-то даже заявил, что все произошедшее было обычной уловкой, чтобывернуть Мона Лизе и картинной галерее утраченную популярность.
Когдавсе узнали, что вор, стоявший за похищением картины и помогавший Перудже в егоплане, был всеми известный фальсификатор предметов искусства по имени Эдуардоде Вальфьерно (Eduardo de Valfierno),появилась новая версия. Согласно очередной теории Джоконду украли, чтобысделать ее репродукцию и начать продавать эти копии невежественным ималограмотным коллекционерам по самым заоблачным ценам.
1. Больная Мона Лиза
Возможно,исследователям наконец-то удалось разгадать тайну кривой улыбки девушки спортрета. Открытие сделал бостонский врач Мандип Р. Мехра (Mandeep R.Mehra) во время ожидания в очереди, в которой он стоял, чтобыпоближе увидеть знаменитую работу да Винчи. Доктору бросились в глаза странныедетали во внешности Джоконды – несколько отекшие лицо и тело, тонкие и редкиеволосы и неровная улыбка. Все вместе эти подробности навели специалиста намысль о проблемах с железами внутренней секреции.
Мехраработает медицинским директором сердечно-сосудистого центра Бригама и Женскойбольницы (Brigham andWomen’s Hospital). По его словам восхищение произведениямиискусства в его жизни всякий раз сталкивается с серьезной преградой – профессиональнойдеформацией. Меткий глаз доктора Мехра просто не может отдыхать на картинах безтого, чтобы не выискать у героев сюжетов какой-нибудь диагноз.
Вслучае Мона Лизы Мехра заметил у этой девушки небольшую мясистую припухлость вовнутреннем углу ее левого глаза, разглядел, что она как будто бы лысеет, увиделее слишком тонкие волосы, отсутствие бровей и бугорок рядом с указательнымпальцем. Вдобавок кожа Джоконды показалась доктору слишком желтой, а на шее унее он рассмотрел шишечку, указывающую на увеличенную щитовидную железу. Всевместе эти признаки навели медицинского эксперта на мысль о том, что страннаяулыбка девушки связана с ее мышечной слабостью.
Витоге Мехра пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от заболевания подназванием гипотиреоз. Пухлые руки, тонкий и редкий волос, бугорок на шее идругие детали с портрета да Винчи обычно связаны как раз с этим недугом.
Мехра провел свое собственное расследование и выяснил, что во времена Леонардо да Винчи (16 век) женщины чаще всего питались неправильно, из-за чего у них развивалась нехватка йода в организме. Йод – естественное питательное вещество, связанное с правильной работой щитовидной железы, а его дефицит может вызвать определенные проблемы со здоровьем. Если доктор Мехра прав, мы наконец-то сможем разгадать тайну противоречивой улыбки Джоконды.