Садомазохизм многократно становился предметом исследования среди художников, фотографов и кинематографистов. Причём кино располагает наибольшими инструментами для раскрытия удивительного мира подсознания, несогласующегося с общественными нормами морали. В фильмах наиболее полно и даже дерзко раскрываются эмоции и желания, которые считаются спорными и запретными или существуют на грани социальной приемлемости.
Термин «мазохизм» происходит от имени писателя Леопольда фон Захера-Мазоха, который описывал подчинение женщине, получение удовольствия от унижения при наказании и потребность в боли.
«Чем больше боли вы мне причиняете, тем больше распаляется моё сердце и воспламеняются мои чувства», – Леопольд фон Захер-Мазох.
«Садизм» произошёл от имени прародителя современного порнографического письма и речи маркиза де Сада и предполагает получение удовлетворения от причинения боли другим. Оба названия вошли в обиход в 1886 году по предложению сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга.
«Мы всегда приходим к удовольствию через боль», – Маркиз де Сад.
Кино о садомазохизме раскрывает неравное положение между людьми, а также неравенство в гораздо большем масштабе. Оно может стать сильным инструментом для осмысления и преодоления стереотипов о гендерах, власти и отношениях в реальном мире.
Большинство фильмов из этого списка считаются классикой кинематографа. Но при выходе на экраны они породили немало споров.
1. Дневная красавица / Belle De Jour Луис Бунюэль, 1967
Шедевр эротического кино Луиса Бунюэля произвёл настоящий фурор в конце шестидесятых, когда тема секса ещё находилась под негласным запретом. Режиссёр со свойственным ему сарказмом создал провокационную картину, дразнящую буржуазную мораль. Он едко иронизирует по поводу идеалов, неискренней веры и нравственности добропорядочных буржуа.
Катрин Денёв идеально подошла на роль благовоспитанной Северин Серизи, холодной красавицы и добропорядочной жены со скрытым пороком. Не удовлетворённая мужем, она тайно начинает работать в парижском борделе, где получает прозвище Дневная Красавица, поскольку лишь в дневное время может обслуживать клиентов.
Бунюэль тесно переплетает измышления героини с действительностью. Он использует сюрреализм, чтобы показать, что мечты и фантазии так же важны, как и любые формы принимаемой реальности.
2. Секретарша / Secretary Стивен Шейнберг, 2002
Неординарный фильм. Ли Холлоуэй с седьмого класса начинает делать надрезы на своей коже, обнаружив, что получает удовольствие от членовредительства. Однажды она наносит себе слишком серьёзную травму и попадает в больницу, откуда переводится в психиатрическую лечебницу. После реабилитации девушка возвращается в родной город и получает должность секретаря в конторе адвоката Эдварда Грея. Постепенно Ли и её босс втягиваются в садомазохистскую связь, которая становится всё более глубокой и интимной.
3. Последнее танго в Париже / Ultimo Tango a Parigi Бернардо Бертолуччи, 1973
Это больше чем претенциозная сексуальная мелодрама. Между овдовевшим сорокапятилетним американцем и юной парижанкой вспыхивает умопомрачительная страсть.
Когда фильм вышел на экраны, кинокритик Полин Кейл заявила, что это самая мощная эротическая кинолента, а «Бертолуччи и Брандо изменили лицо искусства».
Это действительно одна из немногих кинолент, значение которых с течением времени лишь возрастает. Хотя фильм вызывает неоднозначную реакцию и у зрителей, и у самих актёров. В одном из эпизодов разворачивается крайне откровенная сцена, после съёмок которой Мария Шнайдер, сыгравшая главную героиню, больше не ест масло. Да и Марлон Брандо, исполнивший роль Пола, после съёмок более 15 лет не общался с режиссёром, заявив, что никогда больше не снимется в подобной картине.
4. Больной: Жизнь и смерть Боба Фланагана, Супермазохист / Sick: The Life & Death of Bob Flanagan, Supermasochist Кирби Дик, 1997
Режиссёр в этом документальном фильме создал удивительно интимный портрет писателя, поэта, музыканта, художника и комика Боба Фланагана. Он умер в 1996 году в возрасте 43 лет, став долгожителем-рекордсменом среди больных муковисцидозом.
Страдая от врождённого заболевания, Фланаган начал практиковать БДСМ в юном возрасте. Членовредительства и модификации тела, которым он предавался в подвале родительского дома, помогали Бобу облегчить боль от недуга. Позднее он устраивал шокирующие перформансы и снимался в клипах. Наиболее известное видео «Счастье в рабстве» было запрещено к показу из-за чрезвычайно экстремальной сцены.
Фильм содержит реальные кадры из некоторых выставок Фланагана и интимные подробности его отношений с женой Шерри Роуз, сыгравшей важнейшую роль в его жизни и творчестве.
5. Империя чувств / Ai no corrida Нагиса Осима, 1976
Реальная история, вызвавшая широкий резонанс в обществе в 1936 году, легла в основу эротико-драматического фильма «Империя чувств». Саду Абэ нашли блуждающей по улицам Токио с отрезанным пенисом своего любовника Китидзо Исиды, которого она убила четырьмя днями ранее. Из этой скандальной истории режиссёр Нагиса Осима создал откровенный кинофильм о сексуальной одержимости, которая одновременно послужила аллегорией замкнутости и безумия японского фаллоцентрического саморазрушительного империализма, приблизившегося к кульминации в виде военной развязки. Из-за обилия сцен жёсткого секса широкий показ фильма запретили во многих странах. Как это часто бывает в японской эротике, любовь и смерть до странного тесно связаны.
6. Пианистка / La Pianiste Михаэля Ханеке, 2001
Драматический фильм, снятый по мотивам одноимённого романа Эльфриды Елинек, на Каннском фестивале 2001 года получил рекордные три награды, включая гран-при. Изабель Юппер здесь играет 40-летнюю пианистку Эрику Кохут, известного профессора Венской консерватории.
На первый взгляд Эрика – холодный и высокомерный преподаватель. Свои отношения с юным Вальтером она стремится выстроить по типу «приказание - подчинение», как зеркало отношений с собственной матерью. С виду привлекательная и вполне вменяемая женщина составляет список своих интимных желаний, от которых молодой человек теряет дар речи.
Драма «Пианистка» раскрывает кардинальные различия психосексуальной природы мужчин и женщин и фантазийной природы межполового влечения.
7. Горькие слёзы Петры фон Кант / Die bitteren Tränen der Petra von Kant Райнер Вернер Фассбиндер,1972
Одна из постоянных тем в фильмах Фассбиндера – способы сведения любви и отношений к борьбе за власть: кто больше любит, тот всегда больше страдает.
Садомазохистские элементы в фильме несут не физический, а психологический характер. Главная героиня Петра фон Кант влюбляется в молодую девушку Карин, которая играет на её чувствах, чтобы добиться своих целей. Всё действие разворачивается в квартире героини, в основном в спальне. За счёт движения камеры и крупных планов передаётся ощущение клаустрофобности и статичности, а также боли и наслаждения, порождённых чужими желаниями.
8. Любовь – это дьявол. Штрихи к портрету Ф. Бэкона / Love Is the Devil: Study for a Portrait of Francis Bacon Джон Мейбери, 1998
Биографический фильм о страдающем и глубоко испорченном гении Френсисе Бэконе – одном из самых выдающихся художников ХХ века. Эта интимная история раскрывает подробности его безумной страсти, испытанной на шестом десятке лет. А страсть эта вспыхнула к молодому и циничному Джорджу Дайеру, который однажды вторгся в дом Бэкона с целью ограбления. В сложном психологическом портрете художника вырисовываются мазохистские наклонности в противовес надменному поведению, которое он демонстрирует среди друзей.
9. Ночной портье / Il Portiere Di Notte Лилиана Кавани, 1974
Спорное кино о нацизме и садомазохизме. В 1957 году в Вене случайно встречаются нацистский офицер (Дирк Богард) и бывшая заключённая концлагеря (Шарлотта Рэмплинг). Фашизм в фильме эротизируется через представление абсолютной власти.
«Портье» привёл в замешательство некоторых зрителей и критиков. Фильм остаётся жестокой, болезненной историей любви, лишённой нежности и романтики, но по-своему красивой. Эта драма, пронизанная испепеляющим влечением, даже не о половых извращениях и победе над фашизмом, а о самом главном.
10. Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma Пьер Паоло Пазолини, 1975
Это декаданс человечества в чистом виде. Последняя работа Пьера Паоло Пазолини основана на романе маркиза де Сада, от имени которого и происходит термин «садист». Это фильм-притча, где основной сюжет заключается в том, что состоятельная группа итальянских фашистов держит в плену молодых юношей и девушек, которых принуждают к копрофагии, подвергают различного рода насилию, изнасилованиям и пыткам.
По признанию Пазолини, его фильм – это метафора на отношения современной власти, которую он ненавидел, и человека.
11. Романс Х / Romance Катрин Брейя, 1999
Катрин Брейя – одна из немногих женщин-режиссёров, которые исследуют вопросы сексуальности, гендерных взаимоотношений и насилия. Причём делает она это настолько откровенно и эпатажно, что несколько её фильмов едва не получили гриф «порнография».
Название фильма иронично, поскольку главная героиня Мари несчастлива в отношениях со своим парнем. Она ставит перед собой цель исследовать свои желания путём анонимных сексуальных контактов, включающих и мазохизм. «Романс Х» прежде всего о важности фантазий и о том, что они имеют различное значение для мужчин и женщин.
12. Венера в мехах / La Vénus à la fourrure Роман Полански, 2013
Камерный фильм по одноимённой пьесе современного американского драматурга Дэвида Айвза, которая в свою очередь основана на знаменитой повести Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» 1870 года.
То, что начинается как прослушивание на роль главной героини Ванды, превращается в изучение гендерных отношений и сексуальной политики. Ни эротики, ни постельных сцен, ни обнажённых тел, ни поцелуев и даже без объятий. Всё строится на потрясающих диалогах, настолько полных желанием и чувственностью, что просто дух захватывает. Роли в картине исполнили Матьё Амальрик и жена режиссёра Эммануэль Сенье.
13. Антихрист / Antichrist Ларс фон Триер, 2009
«Антихрист» – самый скандальный фильм мастера эпатажа Ларса фон Триера. В главных ролях – блистательные Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. В центре сюжета – несчастная пара, которая отчаянно пытается оправиться от трагичной смерти своего ребенка...
Семейная пара занимается страстным сексом и не успевает уследить за маленьким ребёнком, который в это время выбирается из кроватки, падает из окна и разбивается. Эта смерть травмирует психику женщины, и её муж-психотерапевт решает отвезти её в загородный дом, где они отдыхали прошлым летом, надеясь, что единение с природой и временная изоляция помогут ей прийти в себя. Однако все оборачивается совсем по-другому. Оставшись наедине друг с другом, бесконечным чувством вины и воспоминаниями о сыне, герои становятся все более жестокими и дикими.
14. Любовница-хозяйка / Maîtresse Барбет Шредер, 1975
Это один из самых ранних полнометражных фильмов, который позволил зрителям заглянуть в личную жизнь любителей садомазохизма и фетишистов. Причём без осуждения.
Жерар Депардье играет вора, который случайно натыкается на неизведанный эротический мир. Здесь поднимаются важные вопросы о проявлении человеческого желания и сексуальном поведении, которое считалось табуированными.