Предыстория
Наверняка вы полагаете, что наши женщины стали феминистками только после падения железного занавеса, и то не сразу. Увы, мнение ошибочно. Впервые это социальное явление стало достоянием женской общественности в самые первые годы существования такой страны, как СССР.
Пала Российская империя с ее патриархальным строем во всех сферах бытия и некоторые веяния запада (хотя временные власти всячески это отвергали) стали также частью жизни новых, советских граждан. В их число вошел феминизм, и на то есть простая причина. Стирались все социальные границы, советы не хотели видеть разницу между дворянином и крестьянином, следовательно, под ликвидацию попала и та грань, которая разъединяла женщин и мужчин в их социальном и трудовом статусе.
Женотдел
В 1919 году официально был основан Женотдел. Эта организация занималась воспитанием в женщинах духа социализма, их привлекали к хозяйственной деятельности наряду с мужчинами, они шли работать в поля и на заводы. Под трансформации попали и институты брака и материнства. Новые стандарты уже не заставляли мать сидеть с ребенком дома, пока муж работает. Супруги должны были выполнять как свои трудовые, так и семейные обязанности в равных пропорциях.
Постепенно равноправие, которое пропагандирует феминизм, переросло в жажду тотальной власти, которая будет сосредоточена в руках женщин. Сам правительство СССР, создавшее эту организацию, задумалось о ее ликвидации. По прогнозам, Женотдел мог оторваться от социума и стать неуправляемым, а это в планы Советов не входило. К концу 20-х годов организацию расформировали, но многие плоды ее действий до сих пор живы - это детские сады и школы.
Ну а что мы знаем о тех женщинах, которые поддерживали данное течение в те самые 20-е годы?
Инесса Арманд
Первая председательница Женотдела при ЦК, которая продержалась на своей должности меньше года из-за того, что в 1920 году умерла. Однако революционный настрой Инессы, который она демонстрировала все то время, за которое Империя перестраивалась в Союз, сложно сравнить с чем-то еще.
Несмотря на свои богемные французские корни (по обоим родителям она француженка) и дворянское воспитание, Инесса еще в начале ХХ века крепко примкнула к революционерам. Она даже была лично знакома с Лениным, а многие поговаривают, что между ними была и любовная связь.
Александра Коллонтай
Первая женщина-министр в истории всей нашей страны и последовательница Инессы Арманд. В развитие советского общества Александра внесла огромный вклад, а ее философию называют теперь марксистским феминизмом. Вот какие правила для "новой женщины" вывела Коллонтай:
- Самодисциплина и смирение эмоций.
- Уважение свободы мужчины, отсутствие ревности.
- От мужчины нужно требовать не денег, а бережного отношения к собственной личности.
- У современной женщины есть много интересов, а не только дом и дети.
- Теперь женщина не должна скрывать свою сексуальность.
Среди прочих работ Коллонтай есть также так называемое письмо к трудящейся молодежи - "Дорогу крылатому Эросу". В нем изложены не только феминистические идеи, но и многие социалистические размышления.
Софья Смидович
Женщина была родом из дворянской семьи Тульского уезда, с детства получила отличное домашнее образование и проявляла склонности к обучению других. Поэтому как только она подросла, отец построил в Туле для нее школу, чтобы она могла обучать местных детей. Параллельно Софья занималась политической деятельностью, в частности, симпатизировала назревавшим революционным настроения, за что неоднократно попадала за решетку. С падением Империи она стала одним из членов нового правительства, а в 1922 году сменила Александру Коллонтай на своем посту.
Лариса Рейснер
Член основного Женотдела в стране, первая женщина, которая стала военным политиком. Помимо всего прочего, занималась литературой, сотрудничала с поэтами Серебряного века и работала в одном из издательств Москвы. Лариса считала, что женщины, как и мужчины, должны воевать, и это не будет им мешать развиваться творчески.
Елена Стасова
Девушка из семьи музыкантов, которая родилась в Санкт-Петербурге. Она воспитывалась в полном соответствии с моралями того, царского времени, и впитала в себя этот дух. Однако будучи уже молодой женщиной, Елена познакомилась с Надеждой Крупской и стала придерживаться несколько иных позиций. Перед революцией она активно работала по программе освобождения рабочего класса и крестьян, ее привлекали идеи социализма и полного равенства в обществе. Будучи уже членом Женотдела, Стасова организовала антивоенное и антифашистское движение, состоящее исключительно из женщин.
После ликвидации всех женотделов по стране ситуация немного переменилась. Люди начали вспомнить о прежних ценностях, когда женщина была берегиней очага, воспитывала детей. Некоторые "наработки" советских феминисток все-таки прочно закрепились в нашем обществе, но был найден золотой баланс, и к 50-м годам советская семья стала совсем иной.