Профессия актера как призвание
Этот актер-«хамелеон» родился в Нью-Йорке 14 апреля 1973 года, он рос в Куинсе, на Лонг-Айленде – не самом спокойном и не самом престижном районе города. В каком-то смысле призвание Броуди было предопределено с самого детства – он был единственным сыном в семье, в которой мать, Сильвия Плахи, занималась фотожурналистикой. Она родилась в Венгрии, откуда ее семья уехала после восстания 1956 года. Сильвия стала одним из самых знаменитых фотографов второй половины XX века и часто пользовалась яркой внешностью сына в своей работе. Именно мать, как рассказывает Броуди, и научила Эдриана держаться уверенно перед камерой.
Отец, Эллиот Броуди, польский еврей, работал учителем истории, благодаря ему у будущей звезды кино формировались взгляды на мир, на добро и зло, на знание и невежество, а вместе с ними - потребность говорить с людьми посредством образов, побуждая их задумываться о сложных и даже неприятных вещах, требующих внимания к себе в современном обществе.
Но все это придет позже, мальчишкой же Броуди лишь мечтал о профессии актера и подрабатывал фокусником на детских праздниках. С тринадцати лет, пользуясь помощью и поддержкой матери, он стал сниматься в рекламных роликах и небольших ролях в кино, получил роль в спектакле одного из нью-йоркских театров, а в пятнадцать сыграл свою первую главную роль в фильме «Наконец дома».
Эдриан получил актерское образование – сначала в высшей школе Ла Гвардиа, затем – в Американской академии кинематографических искусств и наук. Потом, в один прекрасный день, его назовут «открытием», на него обрушится слава звезды Голливуда, но было бы неправильным предполагать, что успех пришел к Броуди случайно. Первым триумфам предшествовали многие годы работы – добросовестной, качественной, с полной отдачей себя и погружением в каждую роль и во внутренний мир каждого своего персонажа – это отношение к своему главному делу и привело в итоге Эдриана к вершинам киноиндустрии.
Путь к вершинам
В 1993 году двадцатилетний Броуди снялся в одной из ролей фильма Стивена Содерберга «Царь горы», небольшую роль он сыграл в «Тонкой красной линии» Терренса Малика 1998 года. Эти работы позволили Эдриану получить первые симпатии широкой публики в качестве подающего надежды молодого актера.
Фильм «История с ожерельем», где Броуди сыграл роль графа де ля Мотта, мужа героини, критиками был воспринят довольно прохладно – но работу Эдриана они оценивали положительно. А в 2002 году актер был приглашен на главную роль в фильме Романа Полански «Пианист».
Киноистория музыканта Владислава Шпильмана, еврея, застигнутого событиями Второй мировой войны, была снята по реальным событиям. К роли Броуди готовился очень серьезно – он продал дом и автомобиль, отказался от многих вещей, обеспечивавших его комфорт – чтобы проникнуться чувством потери, утраты собственного мира. Это было непросто – тем более, что сказалось и на личных отношениях, Эдриану пришлось расстаться с подругой, которая не смогла принять такое погружение в работу. Актер изменился и физически – он похудел перед съемками на 13 килограммов. Пригодились и уроки игры на фортепьяно, которые он брал в детстве: на экране герой в исполнении Броуди исполнял произведения Шопена.
Роль в «Пианисте» принесла Броуди настоящий успех и признание. В Америке он получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, став самым молодым из когда-либо награжденных в этой номинации актеров. А в Европе его работа в фильме была отмечена премией «Сезар».
Зрители и критики были поражены перевоплощением Броуди в пианиста Шпильмана, многие проводили параллели с еврейским происхождением актера, и казалось, Полански угадал то самое амплуа, что идеально подходит Эдриану. Но дело в том, что к каждой своей роли Броуди относится, пожалуй, одинаково серьезно, причем никаких ограничений относительно жанров, образов героев, их характеров и даже внешнего облика для него, похоже, не существует. Приверженец системы Станиславского, суть актерского ремесла он видит именно в перевоплощении.
Став частью нового проекта, он как будто становится идентичен своему герою – может, как перед съемками в фильме «Пиджак», подолгу сидеть взаперти, чтобы погрузиться в состояние персонажа, оказавшегося в замкнутом пространстве. Он читает запоем – все, что относится к новой роли, будь то исторические материалы или художественные книги. Броуди, с такой, казалось бы, характерной внешностью, умудряется превращаться в самых разных людей – глупых простачков и хитрых злодеев, величественных аристократов и экстравагантных гениев, уголовников и учителей.
Благодаря этому игра Эдриана порой «вытягивает» даже не самые успешные кинопроекты. А уж те фильмы, что снимают лучшие режиссеры, участие Броуди доводит до состояния совершенства – как это произошло с ролью Сальвадора Дали в «Полночи в Париже» Вуди Аллена и ролью сына Мадам Д. в фильме Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт».
Жизнь не на камеру
Несмотря на внушительный перечень сыгранных ролей, Броуди, тем не менее, не из тех, кто хватается за любую работу, лишь бы быть занятым. К выбору проектов он подходит весьма придирчиво, останавливая внимание на тех из них, что отличаются неоднозначностью, противоречивостью. Кино для Броуди – способ исследования человеческой натуры, а помимо этого – возможность донести до зрителей нечто важное, непростое, по сути, Броуди видит свое творчество как миссию. Такой подход к ролям приводит Эдриана и к сознательному выбору независимых режиссеров, которые ищут исполнителей на серьезные роли в некоммерческих проектах. Благодаря своему статусу Броуди, к счастью, может себе это позволить.
Сам он относится к своей известности скорее как к неизбежному злу, однако ценит то, что досталась она ему за работу, ведь застать Броуди за праздным времяпрепровождением на светских тусовках довольно трудно.
Любопытно, что Броуди признается в своей любви к неопределенности, утверждая, что страх – вообще и страх неизвестности – стал одной из главных проблем современного общества. «Плохо быть серьезным и важным», - говорит он в одном из интервью.
Неопределенность сродни непредсказуемости, и последняя – тоже одна из типичных черт Броуди.
Эдриан Броуди любит гонки, скорость, драйв – в «Кинг Конге» он снимался без дублера. В свои сорок шесть он остается холостяком – правда, состоит в давних отношениях с моделью из России Ларой Лието (ее настоящее имя - Лариса Тяка). Среди тех, кто когда-либо фигурировал в прессе в качестве «девушки Броуди» - модели Скай Неллор и Моне Мазур, актрисы Кира Найтли и Эльза Патаки. Свою личную жизнь Броуди не выносит на публику, сосредотачивая и своей внимание, и интерес зрителей, на его киноролях.