Будущий знаменитый актер – сын работника пушечного цеха
Родился Евгений Валерианович Самойлов 16 апреля 1912 года в городе Петербурге. Отцом будущего знаменитого актера был Валериан Самойлов – рабочий-оружейник, квалифицированный сотрудник пушечного цеха. На этой должности платили неплохие деньги (280 рублей золотом), это позволило семье скопить на трехкомнатную квартиру в доме, вблизи знаменитого парка Екатерингоф. Уже повзрослевший, состоявшийся в профессии, Евгений, часто вспоминал о том, как обожал гулять в нем, будучи еще ребенком.
О своих «аристократических» корнях шутит, мол – отец был обычным рабочим, мать – дочь англичанина, которого непонятно каким ветром занесло в Россию, и сам Евгений ни разу его не видел, ибо англичанин погиб под колесами поезда на котором же сам и работал еще до его рождения, вот и все «аристократы».
Все же семья Самойловых была приобщена к культуре. Отец прививал сыну любовь к театральному искусству, литературе. С каждой зарплаты он покупал по книге, собрал большую библиотеку и с удовольствием читал детям. Позже стал брать наследников в театр. Несмотря на то, что Самойлов младший был сильно впечатлен произведениями, увиденными в Александринском театре, в большей степени он увлекался рисованием. С удовольствием посещал художественные выставки.
Мечтал стать художником, а стал актером
В школе Евгений учился посредственно. Ненавидел математику и языки, но обожал рисование и литературу. Именно к изобразительному искусству тяготел юноша в большей степени, даже мечтал стать знаменитым художником. Уже без отца часто наведывался в Эрмитаж, приходил когда там еще совсем было мало посетителей – ранним утром, уходил с закрытием. Иногда даже во вред занятиям в школе.
Но судьба решила иначе. В качестве развлечения, впечатленный рассказами друга о знаменитом учителе, Евгений решил за компанию поступать в частное училище Ходотова. Как вспоминает сам Самойлов – «я посмотрел списки на поступление, меня взяли, а друга – нет.». Во время обучения актерскому мастерству Евгений постоянно посещал всевозможные спектакли заимел кумиров и любимчиков, не успел опомниться, как театральное искусство поглотило его полностью.
Далее, с успехом окончив актерское отделение художественного техникума, Самойлов играл в «Молодежном театре». Отец Евгения Валериановича отнесся к идее стать актером настороженно. Но как только увидел игру сына на сцене – дал родительское благословение.
Кумиром актера был знаменитый Всеволод Эмильевич Мейерхольд – режиссер, актер, педагог, теоретик и практик театрального гротеска, автор актерской системы «биомеханика». Забегая немного наперед – благодаря связям семьи супруги (уже в 19 лет он женился на сокурснице), Евгений Валерианович попал в качестве актера в театр самого Мейерхольда. По просьбе общих знакомых Мейерхольд взял Самойлова на прослушивание. Юный актер так разволновался, что едва вымолвил пару слов. Всеволод Эмильевич расхохотался, но все-таки взял его себе в труппу.
Работа с самим Довженко по «заказу» Сталина
Закаленный репетициями в театре Мейерхольда, где тот, выступавший режиссером-постановщиком отдавал всего себя, первой ролью в кино Самойлов был не до конца доволен. Ему претило некое «легкомыслие» кинематографа. Но далее случилось нечто, перевернувшее впечатления с ног на голову. Самойлову поступило предложение сниматься от прославленного Александра Довженко, тот искал актера на главную роль и заметил Самойлова на репетиции спектакля «Как закалялась сталь». Спектакль в массы так и не выпустили из-за «пессимистичности», но самоотверженная игра Евгения запала в душу Довженко. Сыграть в кино довелось полковника Николая Щорса. Сам Евгений Валерианович утверждал, что работать с Довженко было счастьем.
Игра в картине была задачей не из простых. Фильм был «заказан» самим Сталиным. В отличии от простого, понятного всем «Чапаева», над этой картиной вождю хотелось заставить народ задуматься. В кадре все должно было быть идеально. Если во время съемок Довженко замечал что где-то косит карниз или у актеров не лады с гримом – съемки тут же приостанавливались. Также было и с актерской игрой. Оператор не начинал снимать пока от актеров не начнет исходить идеальная интонация, настрой. Пленки не жалели. Каждый кадр переснимали до тех пор, пока он не станет идеальным.
Поскольку заказ был от самого «Хозяина», все должно было быть идеально, все как это видит сам Довженко. Если в определенный момент у него не было точной стратегии, он мог уходить и от 10 до 15 дней снимать поле, как по нему один за другим проскакивают казаки, искал вдохновение. В картине было важно показать не только сухие боевые действия, а и сам народ, песни, танцы, быт, душу. Примечательно, что после съемки дубля на русском языке следом снимался такой же на украинском. Было сложно выдержать 12 часовой рабочий день, но по словам Самойлова – результат того стоил, за эту картину он был удостоен Сталинской премии. К тому же в совершенстве овладел украинским и верховой ездой.
Еще раз пришлось удостоиться чести встретиться с Вождем. Самойлова пригласили на юбилей 70- летия Сталина в роли ведущего мероприятия. Актер часто вспоминал, как слишком переволновался и «гаркнул» начало своей речи чтобы перекрыть шум банкета, но не заметил рядом стоящий включенный микрофон. Иосиф Виссарионович взглянул на него, затем что-то шепнул Берии. В этот момент у Самойлова так свело поясницу от страха, что тот не смог даже остаться на банкет. Он сразу же по окончании выступления уехал домой, выпил залпом бутылку водки, и так и не опьянев свалился спать.
Рейтинг самых талантливых режиссеров от Самойлова
За 65 лет актерского стажа сцена свела Самойлова со многими талантливыми режиссерами. Но до земли готов был поклониться он только троим. Первый в списке, конечно же, Александр Довженко, чье видение, высказывания и рассуждения открыли актеру мир кино совершенно с другой стороны. Именно встреча с ним предопределила судьбу Евгения Валериановича на несколько десятилетий вперед.
На втором почетном месте Иван Александрович Пырьев – «отец народный», боевой, пылкий, темпераментный. С ним актер работал во время активных боевых действий. В зимнем, холодном павильоне режиссер предугадал картину «Дня Победы», он видел его весной, когда солдаты снимут шинели и на солнце засверкают их добытые в бою ордена.
Третьим по списку, но не по значению Самойлов считает Сергея Федоровича Бондарчука. Ведь взяться за экранизацию Войны и Мира Толстого – это уже подвиг. Режиссер взял на себя ответственность передать могущество писателя посредством языка кино. Картина и впрямь вышла неподражаемой. Самойлов говорил о нем «Богом данный человек».
По стопам отца пошла и его дочь - Татьяна Самойлова. Она продолжила актерскую династию и стала одной из лучших актрис советского кинематографа. Об этом можно прочитать в статье - Как Татьяна Самойлова повторила успех своего отца, и чем за это поплатилась: Анна Каренина, дочь полковника Щорса