Франц Ксавер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter; 20 апреля 1805 — 8 июля 1873 гг.) — известный немецкий художник XIX века, выдающийся мастер парадного аристократического портрета. Франц Ксавер Винтерхальтер в молодости также был искусным литографом, но в зрелые годы полностью посвятил себя живописи. Героями его картин были самые могущественные правители Европы и члены их семей, поэтому многие шедевры творчества художника до сих пор хранятся в частных королевских коллекциях. Биография живописца представляет собой образец успешной карьеры гения от искусства, которого обожала публика и не очень жаловали критики.
Франц Ксавер Винтерхальтер был не единственным художником в семье. Значительный вклад в развитие немецкой портретной живописи внес также его младший брат Герман (Hermann Fidel Winterhalter), который часто помогал Францу в организации выставок и написании картин.
Биография Франца Ксавера Винтерхальтера
Франц Ксавер Винтерхальтер появился на свет 20 апреля 1805 года в небольшой деревушке Менценшванд, расположенной на крайнем юго-западе Германии, неподалеку от границы со Швейцарией. Он был седьмым из девяти детей в семье простого немецкого фермера, хотя по линии матери предки будущего художника имели аристократические корни.
Франц с детства увлекался рисованием и сразу же после окончания начальной школы при местном монастыре родители отдали его на обучение в мастерскую гравера Шарля Луи Шулера (Charles Louis Schuler) — французского мастера, жившего и работавшего во Фрайбурге. Обучившись основам живописи и литографии, юный Винтерхальтер в 1823 году поступил в Мюнхенскую академию изящных искусств, где его наставником был известный портретист Йозеф Штилер (Joseph Stieler).
После получения диплома об окончании академии 23-летний Франц Винтерхальтер, обладавший незаурядным талантом к живописи, сумел устроиться на работу учителем рисования принцессы Софии при дворе герцога Баденского в Карлсруэ. Уже тогда он начал писать первые портреты членов княжеской семьи и вскоре приобрел известность в местной аристократической среде.
В 1833 году, благодаря финансовой поддержке своего покровителя герцога Леопольда Баденского, Винтерхальтер смог совершить длительную творческую поездку по Италии. Он побывал во многих городах этой страны, где воочию познакомился с шедеврами старинных мастеров искусств. По возвращении в Германию в августе 1834 года Франц сразу же был назначен придворным художником великого герцога Баденского, но перспектива остаться на всю жизнь в Карлсруэ его не прельщала.
Поэтому уже спустя полгода живописец оставил престижную службу и уехал в Париж, который в то время был влиятельнейшим центром искусств Европы. В 1836-37 годах молодой мастер успешно принимал участие в престижных Парижских салонах. Его работы были высоко отмечены критиками, а картина «Декамерон» даже получила высшую награду — большую золотую медаль. На Винтерхальтера обратил внимание французский монарх Луи-Филипп (Louis-Philippe I), который назначил его придворным художником.
Гениальный живописец ответственно отнесся к исполнению своих обязанностей и за несколько лет написал десятки портретов французского короля и членов его семьи. Под покровительством Луи-Филиппа Франц Винтерхальтер вскоре стал самым модным и востребованным портретистом Франции, а чуть позже приобрел всеевропейскую славу. С этого времени и до конца жизни художник был буквально завален заказами от правителей и влиятельнейших вельмож Старого Света. Он организовал огромную мастерскую и нанял десятки помощников, а также привлек к совместной работе младшего брата Германа.
Франц Винтерхальтер, по свидетельству друзей, неоднократно пытался попробовать свои силы в других жанрах изобразительного искусства, но на такие эксперименты у него катастрофически не хватало времени. Зато не было недостатка в недоброжелателях и критиках, которые называли его «несерьезным художником», обвиняли в чрезмерной слащавости его произведений, а, на самом деле, просто завидовали успехам гениального мастера.
Впрочем, специализация на портретной живописи помогла Винтерхальтеру нажить огромное состояние и навсегда избавила его от финансовых проблем. За свою долгую творческую карьеру он написал сотни парадных портретов, а постоянными заказчиками мастера были члены практически всех европейских монарших семей.
Франц Винтерхальтер много путешествовал по миру, с удовольствием принимая приглашения королевских особ посетить ту или иную столицу и написать несколько картин. Творческое наследие мастера включает портреты правителей, членов семей и выдающихся придворных Испании, Англии, России, Бельгии, Польши, Португалии, Германии, Австрии и даже Мексики.
Однако в начале 1870-х годов у живописца обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Врачи посоветовали ему отдохнуть от работы на альпийских курортах, и художник не стал с ними спорить. Последние несколько лет он провел в Швейцарии на баденских лечебных источниках, постепенно отдаляясь от дел и наслаждаясь заслуженным отдыхом.
Казалось, что жизнь мастера постепенно входит в размеренное русло и остаток своего земного пути он проведет без особых забот. Но во время необязательной поездки во Франкфурт-на-Майне Франц Ксавер Винтерхальтер заразился сыпным тифом и 8 июля 1873 года скоропостижно скончался от осложнений, вызванных этой страшной болезнью. Художник никогда не был женат и у него не осталось прямых потомков, а огромное состояние поделили между собой дальние родственники — дети родных братьев и сестер.
Самые известные картины Франца Ксавера Винтерхальтера
Немецкий мастер портретного жанра создал огромное количество произведений искусства за свою творческую карьеру. И все же к числу самых известных картин Франца Ксавера Винтерхальтера относятся:
- «Декамерон» (1837) — шедевр, за который мастер получил главную награду Парижского салона в том же году. Блестящая художественная иллюстрация бессмертного творения Джованни Бокаччо (Giovanni Boccaccio) стала главным событием выставки и имела огромный успех.
- «Портрет княгини Витгенштейн» (1843)— замечательный образец картины раннего периода творчества художника. Очаровательная фрейлина петербургского императорского двора изображена на ней в романтическом образе на фоне морского пейзажа.
- «Императрица Евгения в окружении фрейлин» (1855) — многофигурная портретная композиция с изображением супруги французского монарха. Картина, на которой императрица с девушками собирает цветы, была восторженно принята и публикой, и венценосным заказчиком.
- «Портрет императора Наполеона III» (1853-60) — блистательный портрет последнего французского императора в парадном облачении. Монарху настолько понравилась эта картина, что художник совместно с братом Германом создал около десятка ее копий.
Франц Ксавер Винтерхальтер был выдающимся художником своей эпохи, которого буквально боготворили европейские правители. Он никогда не обращал внимание на недоброжелателей, а просто создавал прекрасные портреты своих современников, которые и сегодня восхищают миллионы ценителей искусства по всему миру.