Франсуа-Андре Венсан: главный конкурент Жак-Луи Давида на рынке картин исторической тематики в эпоху Неоклассицизма и последний придворный живописец Людовика XVI
693
просмотров
Франсуа-Андре Венсан (François-André Vincent) — сын художника-миниатюриста, далеко опередивший отца по популярности. Как сложилась его личная жизнь и профессиональная карьера.

Франсуа-Андре Венсан (François-André Vincent; 30 декабря 1746 — 4 августа 1816 гг.) — известный французский живописец второй половины XVIII — начала XIX веков, выдающийся представитель неоклассицизма. Франсуа-Андре Венсан был признанным мастером исторического жанра в европейском изобразительном искусстве, среди шедевров его творчества есть также множество портретов современников. В наши дни лучшие картины художника находятся в музеях Франции, а его биография является предметом пристального изучения специалистов.

Франсуа-Андре Венсан. Аделаида Лабиль-Гьяр. Картина «Портрет Франсуа-Андре Венсана», 1795

Франсуа-Андре Венсан много времени и сил уделял обучению молодых коллег. Среди его студентов есть немало известных художников, в том числе:

  • Орас Верне (Horace Vernet);
  • Жан-Бруно Гасси (Jean-Bruno Gassies);
  • Жан Ало (Jean Alaux);
  • Луи-Мари Гишар (Louis-Marie Guichard);
  • Эдуар Пико (Édouard Picot).
Франсуа-Андре Венсан. Картина «Германик успокаивает смятение в своем лагере», 1768

Биография Франсуа-Андре Венсана

Франсуа-Андре Венсан появился на свет 30 декабря 1746 года в Париже. Его отец, Франсуа Эли (François-Élie Vincent), был выходцем из Швейцарии, который большую часть жизни прожил во Франции и добился признания благодаря написанию искусных портретных миниатюр. С раннего детства Франсуа-Андре увлекался рисованием и много времени проводил в мастерской отца, который всячески развивал способности сына и обучил его основам живописи.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Портрет господина Бержере де Гранкура», 1774

Еще подростком Венсан-младший поступил в частную школу искусств Жозефа-Мари Вьена (Joseph-Marie Vien), под руководством которого добился значительных успехов в обучении. В 1768 году он выиграл Римскую премию, представив на конкурс масштабную историческую картину «Германик успокаивает смятение в своем лагере».

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Велизарий», 1776

В течение трех последующих лет молодой живописец оставался в Париже, а затем уехал в Италию. Пребывание в Риме оказало огромное впечатление на Венсана, здесь он мог долго наслаждаться шедеврами великих мастеров прошлого и совершенствовать свои навыки, занимаясь копированием их работ. После четырех лет проживания на вилле Медичи Франсуа-Андре Венсан вернулся домой, где начал самостоятельную карьеру профессионального художника.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Учение Сократа в Алкивиаде», 1777

В 1777 году талантливый живописец стал действительным членом Королевской академии искусств и с этого момента получил право на участие в ежегодных художественных салонах. Его исторические картины неизменно вызывали огромный интерес у публики, а главным соперником Венсана в борьбе за сердца зрителей на протяжении многих лет оставался великолепный Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David). Тем не менее именно Франсуа-Андре в 1790 году был назначен последним придворным живописцем Людовика XVI. Увы, к тому времени Франция переживала эпоху бурных потрясений, а некогда желанная для любого мастера должность утратила свой престиж.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Греческий священник», 1782

Личная жизнь Венсана сложилась весьма нестандартным образом. Еще во время обучения у Вьена, он познакомился с очаровательной соседкой Аделаидой Лабиль, которая брала у него частные уроки живописи. Молодые люди испытывали друг к другу нежные чувства, но вынуждены были разлучиться: родители выдали девушку замуж за богатого чиновника, а Франсуа-Андре уехал в Рим.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Зевксис выбирает модели из красивых женщин Кротона», 1789

По возвращении Венсана из Италии они опять встретились, а позабытые чувства вспыхнули с новой силой. Аделаиде пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться развода у мужа и только в 1800 году пара влюбленных официально оформила брак, который продлился немногим более трех лет. В 1803 году Аделаида умерла, а Франсуа-Андре до конца жизни оставался вдовцом.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Вильгельм Телль опрокидывает лодку, на которой губернатор Гесслер пересекает Люцернское озеро», 1791

Во времена Французской революции художник оставался в стороне от бурных политических событий. В душе он оставался монархистом, но вынужден был скрывать свои симпатии, опасаясь террора. В 1796 году Франсуа-Андре Венсан был одним из основателей Национальной академии искусств, а пришедший вскоре к власти Наполеон весьма почтительно относился к творчеству мастера и сделал его кавалером ордена Почетного легиона.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Портрет мадемуазель Дюплан», 1793

Однако уже в начале XIX века художник начал испытывать серьезные проблемы со здоровьем, а после смерти жены практически перестал создавать картины. Последние годы некогда популярный живописец провел в одиночестве и постепенно о нем забыли окружающие. А 4 августа 1816 года Франсуа-Андре Венсан отошел в вечность в своем парижском доме в возрасте 69 лет, не оставив после себя прямых потомков.

Франсуа-Андре Венсан. Картина «Урок пахоты», 1798

Самые известные картины Франсуа-Андре Венсана

Знаменитый французский художник подарил человечеству немало искусных шедевров. И все же самыми известными картинами Франсуа-Андре Венсана считаются:

  • «Германик успокаивает смятение в своем лагере» (1768) — произведение, которое принесло молодому живописцу широкое признание парижской публики. Работа, отмеченная высшей наградой на ежегодном конкурсе по присуждению Римской премии, в наши дни украшает интерьер Высшей школы изящных искусств в Париже.
  • «Велизарий» (1776) — один из наиболее узнаваемых шедевров мастера. На картине художник изобразил грозного в прошлом римского военачальника в виде дряхлого старика, вынужденного просить милостыню у солдат.
  • «Вильгельм Телль опрокидывает лодку, на которой губернатор Гесслер пересекает Люцернское озеро» (1791) — картина, созданная на основе древних легенд об искусном стрелке. На ней народный герой Швейцарии ловко расправляется с жестоким наместником германского императора за его злодеяния.
  • «Аллегория освобождения алжирских рабов Жеромом Бонапартом» (1806) — последнее произведение, написанное великим художником. Картина, прославляющая власть Наполеона, не имеет ничего общего с историческими реалиями той поры, но представляет огромную художественную ценность для ценителей искусства.
Франсуа-Андре Венсан. Картина «Аллегория освобождения алжирских рабов Жеромом Бонапартом», 1806

Франсуа-Андре Венсан по праву принадлежит к числу лучших французских мастеров исторической живописи эпохи Неоклассицизма. Поэтому его картины до сих пор вызывают интерес у миллионов посетителей музеев мира в разных странах.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится