Динамичные, удивительно живые лица стариков зачаровывают своей правдивостью, искренностью и чистотой эмоций. Смотришь на них и начинаешь понимать всю мудрость, справедливость и глубину пословицы "жизнь прожить – не поле прейти".
Беллей Гаэтано (Gaetano Bellei) - известный итальянский академический художник, автор жанровых сцен, портретов, ряда религиозных произведений и алтарной живописи.
Немного о художнике
Гаэтано Беллей родился 1857 году в итальянском городе Модена в богатой аристократической семье Лоренцо и Вены Молинари. Его способности к рисованию проявились в раннем детстве. И состоятельные родители будущего художника, разумеется, сделали все, чтобы раскрыть художественное дарование своего сына. Не жалея средств, на лучших преподавателей, мать с отцом хотели видеть своего отпрыска художником.
Да и сам Гаэтано, поступив в Академию изящных искусств в Модене, стал одним из лучших студентов вуза, где учился под руководством Адеодато Малатесты. В 1876 году молодой художник получил премию Полетти за конкурсную картину «Франческо Франча, впервые восхищающийся рафаэлевской „Святой Цецилией“». Именно благодаря этому сценографическому полотну Гаэтано стал стипендиатом.
Воодушевленный первыми успехами, молодой художник не стал ограничиваться только местной академией. После её окончания переехал в Рим, и чтобы совершенствовать дальше свои навыки и мастерство, сначала учился в академии Святого Луки, а затем во Французской и Испанской академиях. В 1883 году, вновь воспользовавшись полученной стипендией для художников, Гаэтано завершал своё обучение уже во Флоренции.
Однако опытный художник со временем постепенно стал отходить от академизма, больше склоняясь к реалистическим изображениям. Его полотна в приглушенных тёмных тонах, вдохновлённые немецким символизмом — поначалу вызвали шквал негодования. И лишь спустя некоторое время их признают «лучшими произведениями современного искусства Италии».
Приобретенное мастерство, талант живописца и умение работать в разных жанрах сделали художника знаменитым не только на родине. Гаэтано Беллей сошёлся с коллекционерами, торговцами и покровителями английского происхождения, которые стали его постоянными заказчиками. Повествовательный характер и легкомысленная тематика его картин хорошо сочеталась с превосходной техникой и целиком соответствовала основным европейским тенденциям того времени. Его сюжетные картины с юмористическим уклоном, отражающие сцены из жизни детей и стариков, а также фигуральные портреты молодых барышень - весёлых и озорных - стали весьма востребованы.
В 1893 году Гаэтано пришлось вернуться в родной город, где ему предложили должность преподавателя в Институте изобразительных искусств. В этот период маститый художник уже был знаменит на всю Европу. Он активно выставлял свои лучшие работы на выставках: в Торино (1898), Милане и Льеже (1906), Риме (1911), а также по многим европейским столицам.
А вот к концу жизни живописец кардинально изменил напраавление своего творчества, он перешел на сакральные сюжеты и религиозную тематику. Его кисти принадлежат образы Искупителя для прихода в Зокке и Блаженного Коттоленго для часовни Рангони в Бомпорто. В 1914 году художник расписал главную капеллу церкви Санта-Мария-ди-Мунано, затем написал «Святую Магдалину» для церкви Сан-Доменико в Модене. Позже он полностью посвятил себя алтарной живописи, работая по всей провинции Модены.
Скончался Гаэтано Беллей скоропостижно в 1922-м на 65-м году жизни в своём родном городе, где и был похоронен. Причину неожиданной смерти художника установить не удалось, хотя и были высказаны предположения о возможном отравлении.
Творчество, жанр, стиль
Гаэтано Беллей в своем творчестве в первую очередь проявил себя как мастер изображения человеческих привязанностей, реакций и ощущений. На выставке в Генуе в 1885 году он впервые представил свое полотно «Счастливый котёнок», которое принесло ему такой коммерческий успех, что художник тут же воспроизвёл несколько вариантов на тот же сюжет.
Любимые темы раннего периода творчества Гаэтано Беллея — старики и дети. Он писал сцены скромной, повседневной сельской жизни, в которых присутствовало в первую очередь психоэмоциональное настроение. К примеру, обнимающиеся бабушка с внучкой, а также старики со старушками, картежники, монахи, изображенные в момент кульминации какой-либо сцены. Многие из этих сюжетов повторялись художником в разных вариациях по нескольку раз, поскольку спрос на такие авторские копии был довольно высок.
И если милые детские лица всегда наполняли картины художника светом и радостью, то пожилые - мудростью и душевной добротой. Хотя старость — она и есть старость. Художник не скупился в реалистичности деталей, изображая старух с морщинистыми лицами и скрюченными тяжелым трудом руками. И как контраст - милые румяные лица детишек, которые искренне тянуться к старушкам, демонстрируя свою искреннюю любовь и привязанность.
Глядя на такую идиллию, зритель невольно сравнивает увиденное с собственными воспоминаниями – о своей бабушке, о старом доме, вообще о былых днях, что давно ушли в прошлое, но по-прежнему остаются в памяти.
Подытоживая вышесказанное, нужно отметить, что умение тонко передать настроение и внутреннее состояние героев всегда отличало работы художника от картин его коллег. Жанровые картины, изображающие пожилых людей, увлеченных игрой в карты, беседой или чаепитием - повествовательны. По каждой из них можно в некотором смысле «читать» историю, которая скрывается за обстановкой, отдельными предметами, выражениями лиц персонажей, их действиями. Им присущи и нотки иронии, и сарказма, и юмора, а иногда и печали о давно ушедших днях.
К слову, Беллей также пробовал себя в стиле модерн, что ярко проявилось в картине «Во время дождя», где обращает на себя внимание совершенная техника передачи дождя и одежды моделей; и в манере пуантилизма - в полотне «Порт Ливорно». Художника также нанимали для написания ряда официальных портретов.
Отдельно нужно сказать о женских образах на полотнах художника. Динамичные, колоритные фигуративные портреты юных барышень очаровывают своей чувственностью и богатым внутренним содержанием. Яркие, эффектные женщины всегда наполняли картины художника светом и радостью.
Именно поэтому, картины итальянского художника всегда пользовались неизменным успехом у коллекционеров и хорошо продавались, пополняя собрания Старого и Нового Света еще при жизни мастера. В наши дни работы художника украшают многочисленные коллекции музейных фондов Европы и частные коллекции. Картины художника - нередкие гости и на аукционах. К слову сказать, за них всегда дают весьма хорошие деньги.
Бытовая живопись старых мастеров, умевших достоверно запечатлевать жизнь людей в мельчайших деталях в режиме стоп-кадр всегда интересна современному зрителю. Поэтому предлагаем вашему вниманию нашу публикацию:Мир детства XIX века на картинах Гаэтано Чиерици, за которые сегодня выкладывают баснословные суммы на аукционах.