Конечно, не все западные новинки литературы моментально переводятся на русский язык. Но издательства следят за громкими дебютами, так что многие интересные произведения, получившие «Локус» за лучший дебютный роман в последние годы, доступны российскому читателю. Сегодня мы расскажем о нескольких лауреатах «Локуса» последних лет, которые уже вышли в нашей стране.
2020: «Гидеон из Девятого дома»
В 2020 году премию получила Тэмсин Мьюир, писательница из Австралии за необычный роман на стыке фэнтези, фантастики, детектива и черной комедии. «Гидеон из Девятого дома» получил ряд хвалебных отзывов от критиков и других авторов фэнтези. У книги образовался круг фанатов, которые делятся в сети творчеством по мотивам мира Мьюир. А писательница уже выпустила второй роман и работает над завершением трилогии.
«Гидеон из Девятого дома» — своего рода космическое фэнтези, где важную роль в жизни героев играет магия. А именно — некромантия. Некроманты выступают аристократией межзвёздной империи. У магии смерти есть различные школы, которые сбалансированы между собой, что служит основой интересных магических противостояний.
Гидеон — рыцарь Преподобной дочери Девятого дома, ее жизнь, смерть и посмертие определены традициями и не принадлежат ей. Героиня готовится бросить вызов установленному порядку, но выбирает неудачный момент. Бессмертный Император призывает наследников каждого из Домов в свой мрачный, полный тайн замок, где их ждут суровые испытания.
Среди козырей романа — необычные декорации, в которых технологии будущего сочетаются с эстетикой мрачной магии. Призраки, преследующая всех персонажей тень смерти, космические крепости и рыцарские кодексы. Характеры и сюжет складываются в искреннюю, местами забавную, но в результате разбивающую сердце историю.
2019: «След молнии»
В 2019 году награду завоевала Ребекка Роанхорс за литературное путешествие в мир мифологии индейцев навахо. Это смешение жанров, где есть элементы постапокалипсиса, городского фэнтези и этнические мотивы. Хотя Ребекка не из навахо по рождению, она называет их резервацию своим вторым домом, прожила там несколько лет и вышла замуж за мужчину из племени. Так что писательница разбирается в деталях, из которых строит мир романа.
След молнии» повествует об охотнице на монстров Мэгги Хоски. В мире после глобального потопа немалая часть цивилизации погибла. А к тем, кто выжил, пришли существа из легенд. Это боги, духи и с ними — монстры. Так что работы у Мэгги много. Сюжет отличается динамичностью и жестокостью. Если вас не пугает обилие кровавых подробностей, то в остальном «След молнии» чтение легкое. Мы погружаемся в изменившуюся реальность, где в декорациях вестерна бродят чудовища и творится темная магия.
«След молнии» кроме того, что завоевал «Локус», был номинирован на премию «Небьюла» за лучший роман и премию «Хьюго» в аналогичной номинации.
2018: «Странная история дочери алхимика»
В 2018-м премию получил роман американской писательницы венгерского происхождения Теодоры Госс «Странная история дочери алхимика», первая часть цикла «Необыкновенные приключения клуба „Афина“». Эта любопытная постмодернистская работа объединила вселенные готических и детективных романов XIX века, столкнув Шерлока Холмса, Джека Потрошителя и наследниц Джекилл-Хайд в одном мире. Сюжет рассказывает о девочке по имени Мэри Джекилл, которая после смерти матери осталась круглой сиротой. У семейного адвоката она узнаёт, что матушка ежемесячно перечисляла внушительные суммы в приют для бедных девиц. Как оказалось, в приюте живёт 14-летняя Диана Хайд, которая утверждает, что они с Мэри — сёстры. В итоге они организуют дамский клуб «Афина» и ввязываются в приключения. Одним из таких приключений станет расследование, в котором им помогут знаменитые Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Кто только раньше не сталкивал викторианских героев друг с другом — взять хотя бы Роджера Желязны с его ставшим классическим романом «Ночь в одиноком октябре». Или Алан Мура и его «Лигу выдающихся джентльменов». Сама по себе идея кроссовера не нова, важнее — то, что автор привносит получившимся произведением. Теодора Госс переосмыслила классические истории с феминистской точки зрения, показывая и в том числе молодым читательницам, насколько может быть интересен этот сеттинг.
Книга также номинировалась на «Небьюлу» за лучший роман.
2017: «Гамбит девятихвостого лиса»
В 2017 году удостоился награды Юн Ха Ли — американский писатель с южнокорейскими корнями. Его математическая военная фантастика стала весьма оригинальным образцом жанра. В «Гамбите девятихвостого лиса» автор развивает множество необычных идей, работающих на основе допущения, что следование единому календарю в космической империи Гекзархат определяет реальность. Звучит странно, если пытаться пересказывать, но Юн Ха Ли, будучи математиком, выписывает свою необычную реальность грамотно и увлекательно.
Вместе с замысловатыми правилами календаря и военных построений писатель создает и непростую социальную ситуацию. Жители Гекзархата прагматичны, склонны заботиться в первую очередь о достижении собственных целей, которые ведут к их личному благополучию.
Реальность книг Юн Ха Ли подчеркнуто-рациональна, и в то же время власть календаря поддерживается при помощи особых ритуалов. Это не одно из тех произведений, где благородные герои будут ломать прогнившую систему. Напротив — персонажи будут до последнего выполнять почти невозможный приказ командования отбить у опасных календарных еретиков неприступную космическую крепость. Идеи Юн Ха Ли сложны и интересны, а главные герои — капитан Черис из касты солдат и сознание гениального Архипредателя Джедао — колоритны и обаятельны.
2016: «Королевские милости»
В 2016 году лауреатом стал Кен Лю за начало ориентального фэнтезийного эпоса «Королевские милости». Это дебютный роман автора, который ранее успел завоевать три «Хьюго», «Небьюлу» и Всемирную премию фэнтези за свои рассказы и повести, а также перевёл на английский «Задачу трех тел» Лю Цысиня.
Как многие авторы ориентального фэнтези, Кен Лю имеет восточные корни — он родился в Китае и эмигрировал с семьей в США, когда ему было 11 лет. В отличие от, например, Ребекки Куанг, в своем романе он вдохновляется скорее общим духом истории Китая, чем конкретными событиями. Здесь и множественные междоусобицы, и отсутствие однозначно «плохих» и «хороших» героев — все сражаются за собственные убеждения, которые автор не собирается ни осуждать, ни поддерживать.
Роман полон интриг, военных действий и смертей, причём интригуют не только люди. Семь королевств — из тех миров, где боги — реальные действующие лица. Они делают свои ставки, а мы наблюдаем, как их пешки — аристократы, ученые, военные, бандиты — пытаются менять историю.
В центре сюжета оказывается восстание против императора и два лидера мятежников, которым предстоит стать друзьями: Куни Гару и Мата Зинду. Первый — авантюрист и пройдоха, второй — великий воин. И они, как это нередко бывает, не подумали заранее, каким должен быть новый мир, когда они сломают старый. Из-за этого они в результате оказываются по разные стороны баррикад.