Но репутация одного из крупнейших актеров 1990-х годов была подмочена рядом скандалов. В 2002 году его арестовали за вождение в нетрезвом виде, и тогда же была сделана запись его антисемитских замечаний. Затем в 2010 г. состоялся оскорбительный, откровенно расистский телефонный звонок его бывшей подруге Оксане Григорьевой, в котором он признался, что ударил ее, и сказал, что она «заслужила это».
Прощение опального актера
В 2016 г. Гибсон дал интервью Стивену Кольберу. Ведущий комедийного телешоу спросил его об их общей католической вере. Отвечая на вопрос, Гибсон упомянул, что в 2006 году попросил прощения у еврейской общины за свои антисемитские комментарии, но больше ни в чем не извинялся. О своем аресте 10-летней давности он сказал, что этот эпизод не должен определять всю его оставшуюся жизнь.
Участие в шоу в лучшем случае напомнило о некоторых случаях ужасающего поведения Гибсона, но, похоже, это сработало. Картина «По соображениям совести» стала хитом, который в общей сложности собрал 175 млн долларов по всему миру. На церемонии вручения наград Академии она была номинирована в категории «Лучший фильм». Еще более убедительным стал факт номинации Гибсона в категории «Лучший режиссер». И теперь, 2 года спустя, похоже, что он окончательно вернулся в Голливуд: его только что наняла компания Warner Bros. для съемки ремейка классического вестерна Сэма Пекинпа «Дикая банда» (The Wild Bunch).
Сотрудничество с Lionsgate
Как же Гибсону удалось получить такой большой заказ у одной из ведущих студий мира? Только не стоит приводить аргументы о всесилии «Оскаров» – номинация на лучшего режиссера за «По соображениям совести» была самым ярким признаком того, что многие забыли прошлое Мела, и киноиндустрия снова приветствовала его.
Помимо внимания к полученной фильмом награде, для Гибсона картина также стала своего рода институциональной вехой на пути к более крупным проектам. Дистрибуцией картины занималась Summit Entertainment, являющаяся дочерней компанией Lionsgate (которая меньше традиционной «большой шестерки» киностудий, но крупнее независимых). Summit распространяла и фильм Джуди Фостер «Бобер» (2011), который стал единственной крупной актерской работой Гибсона за последнее время (Фостер страстно защищала его участие в картине и заступилась за него в 2016 году).
Возвращение в Голливуд
После номинаций на «Оскар» «По соображениям совести» к Гибсону обратилась киностудия Warner Bros. В прошлом году она уже пыталась нанять его для продолжения боевика на базе комикса «Отряд самоубийц 2» (Suicide Squad 2), а на этой неделе объявила, что он напишет сценарий и будет исполнительным продюсером ремейка «Дикой банды», съемка которого начнется следующей весной. Гибсон отметился и в других голливудских кинокартинах. В дополнение к «Бобру», в 2017 году он снялся в эпизодической роли в комедии «Здравствуй, папа, Новый год!» (Daddy's Home 2), имеет на своем счету инди-фильмы Dragged Across Concrete и The Professor and Madman.
В качестве потенциального режиссерского проекта он готовит драму о Второй мировой войне Destroyer с участием звезды Марка Вальберга. Ее сценарий написан по мотивам произведения Джона Вуковица, повествующего о героической защите экапажем эсминца Laffey своего судна от 22 атак камикадзе.
Кроме того, Гибсон снимется вместе с Колином Фаррелом в фильме режиссера Томми Виркола War Pigs для киностудии "Миллениум".
Истек срок давности?
Разумеется, для восстановления репутации огромным фактором является время. Шокирующие откровения о поведении Гибсона имели место несколько лет назад. Сам актер, по-видимому, понимает эффективность отношения к своим действиям как к далекому прошлому, преуменьшающему их продолжающуюся актуальность. Хотя он выразил сожаление по поводу содержания своих телефонных разговоров с Григорьевой в интервью 2011 года, он также рассматривал это как отдельный инцидент, как «один ужасно ужасный момент времени» и ссылался на тайную запись как на «личное предательство». Позже Гибсон сказал Кольберу: «Прошло 10 лет, я много работал над собой, я счастливее и здоровее, чем я был в течение долгого времени. И это здорово».
Поддержка движения #MeToo
Поскольку Гибсон работал над полным возобновлением своей карьеры, как и многие знаменитости, он похвалил движение #МеТоо. В ноябре прошлого года он назвал его «предвестником перемен», имея в виду обвинения в сексуальном нападении Харви Вайнштейна: «Произошла небольшая встряска, яркий свет появился в местах, где были тени, и это здоровая тенденция».
Но повышенная чувствительность отрасли к свидетельствам о злоупотреблениях, похоже, обошла Гибсона стороной. В январе Григорьева заявила в суде, что испытывает посттравматический стресс из-за насилия, которому она подвергалась во время их отношений. В 2011 г. Гибсон не оспаривал обвинение в домашнем насилии в 2010 г. и был приговорен к 3-м годам условно с наблюдением и общественными работами. Тогда он утверждал, что ударил Григорьеву, чтобы та не трясла их ребенка.
Запрет на профессию
Еще не так давно доступ к крупным проектам Гибсону был практически закрыт. В 2010 г. он должен был сыграть эпизодическую роль в «Мальчишнике 2» (The Hangover II), но после протестов со стороны актеров и команды его участие было отменено. Несколько лет спустя Гибсону не удалось сыграть в таком фильме, как «Неудержимые 3» (The Expendables 3).
Что же изменилось теперь? Гибсон просто на некоторое время исчез из поля зрения и очень слабо намекнул на свое раскаяние. Что более важно, он получил некоторую институциональную поддержку: суперагент Ари Эмануэль (который осудил Гибсона в 2006 году и уволил его как клиента в 2010 г.), по-видимому, отправился бороться за Мела, как и звезда кинокомедии «Здравствуй, папа, Новый Год!» Марк Уолберг.
Достоин ли Гибсон снисхождения?
Голливудская машина искупления вины достойна сатиры, поскольку ее формула удручающе проста. Достаточно взять любого популярного артиста, добавить заявление об извинениях, дать ему достаточно времени, чтобы его худшие проступки стерлись из общественной памяти, и смешать с непрестанным желанием отрасли использовать большое мастерство как противоядие прошлым грехам.
Хотя Гибсон и был номинирован на «Оскар», а фильм «По соображениям совести» получил хорошие отзывы, была ли необходимость автоматически предоставлять ему возможность вернуться в киностудии? По мере развития движения #MeToo киноиндустрия продолжает размышлять над тем, какое раскаяние и реабилитация достаточны для людей, обвинявшихся в неправомерном поведении.
Голливуд мог бы задаться вопросом о том, можно ли простить человека, который казался более расстроенным тем, что его записывали, а не своими действиями в один из самых мрачных моментов его жизни.