Хохлома, гжель и др: история русских народных промыслов
0
716
просмотров
Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. Их мотивы сегодня можно встретить и на тюбиках с косметикой, и на продуктовых этикетках, и даже в коллекциях именитых дизайнеров

Рассказываем об истории каждого промысла и разбирается, как с легкостью отличить один вид росписи от другого.

Хохлома

Главная особенность хохломы — очень много красного цвета (киновари) и обязательное присутствие золотого на черном фоне. Последний зачастую почти не виден из-за обилия узоров, иногда он бывает, наоборот, золотым. Мастера хохломской росписи украшают изделия сочными гроздями рябины, ягодами земляники, весенними молодыми листьями, пышными цветами.

Считается, что хохлома возникла на левом берегу Волги в XVII веке, свое название промысел получил в честь одноименной деревни, которая в те времена стала центром сбыта изделий подобного рода. Расписывали утварь из дерева — посуду, мебель, шкатулки, кубышки.

Рождение промысла приписывается старообрядцам, среди которых было много иконописцев. Мастера наносили на дерево серебристо-оловянный порошок, после покрывали изделие особым составом и отправляли в печь, в результате чего оно приобретало свойства керамики.

Хохломские узоры создаются масляными красками с помощью очень тонкой кисти, традиционно изготовленной из натурального ворса белки. Роспись бывает «верховая», когда на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом, а также «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом черной краской заполняется фон. При этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым, и только когда повторно мастер покрывает изделие лаком, серебристое покрытие превращается в золотистое.

После того как мастер закончил расписывать изделие, оно покрывается льняным лаком и отправляется в печь на просушку.

Самый знаменитый музей хохломской росписи находится в городе Семенове Нижегородской области, который также называют столицей золотой хохломы.

Гжель

История гжели берет свое начало из одноименной волости в шестидесяти километрах от Москвы, где занимались изготовлением майоликовой посуды для Аптекарского приказа еще при царе Алексее Михайловиче в XVII веке, а само гончарное мастерство развивалось здесь еще с начала XIV столетия. Уже в XIX веке гжельские мастера изобрели фаянс и фарфор, и особенно стали цениться изделия, расписанные синей подглазурной краской.

Сначала гипсовые модели будущих изделий вытачивают на специальных станках, а затем жидкую фарфоровую массу — шликер — льют в полученные формы и предварительно обжигают. Мастера гжели пишут по керамике окисью кобальта, имеющей синий цвет. И это главные отличия гжели от остальных живописных народных промыслов — материал, на который наносится рисунок, и колорит.

Часто на вазы, тарелки, кружки, кувшины наносятся растительные орнаменты — например, цветы и бутоны, — геометрические узоры, которые могут служить окантовкой, а также животные мотивы. Из последних часто встречаются птицы.

Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная. Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново.

Городец

Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались.

Возник этот вид росписи в XIX веке (по некоторым источникам, в конце XVIII) в районе города Городца Нижегородской губернии. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца (часть прялки, на которой сидит пряха во время работы). Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности.

Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера. Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску. Городецкие узоры, как правило, пестры, броски.

В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список! Сюжетные композиции имеют свои трактовки: так, одинокая девушка, стоящая возле березки, — невеста, парень на коне — жених; стол, за которым проходит чаепитие, обязательно должен быть уставлен снедью — это символ богатства и благополучия. Некоторые работы сопровождаются поговорками и пословицами, народной мудростью, которая помогают зрителю понять сюжет росписи и верно его трактовать.

В Городце, что расположен в 53 километрах от Нижнего Новгорода, есть «Город мастеров» — музей, где широко представлены предметы быта, украшенные замечательной росписью.

Жостово

Этот вид художественного промысла отличается от всех остальных тем, что рисунок наносится на кованый металлический поднос. Оригинальная жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области. Хотя первые упоминания о расписных подносах относятся к XVIII веку, когда на Урале, где располагалось больше всего металлургических заводов, начали украшать металлические подносы, нанося на них рисунки. Эта роспись называлась тагильской.

Жостовская роспись стала наследницей уральской традиции. В деревне Жостово художником-миниатюристом Вишняковым была основана мастерская, где подносы начали расписывать цветами.

Основной мотив жостовского промысла — цветочный букет, традиционно помещенный на черный фон, хотя последний может быть и темно-бордовым, и золотистым, и насыщенным зеленым. Сначала из стали тонкого образца изготавливается поднос: листы штампуют, придают жесткость бортам, после грунтуют, шлифуют и покрывают лаком. Форма может быть любой: овальной, круглой, прямоугольной, квадратной. Цветочный орнамент наносят золотым порошком, разведенным в лаке или скипидаре. Художник пишет, ориентируясь только на собственное воображение, не по трафаретам или образцам. Чем богаче фантазия живописца, тем ярче и необычнее получается поднос. Каждое изделие уникально.

Единственный музей, где наиболее богато и разнообразно представлены изделия с жостовской росписью, находится в городском округе Мытищи, в деревне Жостово Московской области. Здесь можно посетить мастер-класс, а потом забрать самостоятельно расписанный поднос домой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится