Детство и начало карьеры
Иван Сергеевич появился на свет в интеллигентной семье. Его мать была доктором филологических наук, а папа занимал должность замглавы редактора художественного издательства. Если с семьей Бортнику повезло, то вот с районом проживания – не очень. Он жил рядом с площадью трех вокзалов, которую облюбовали криминальные элементы.
Юный Ваня частенько выходил во двор с большой виолончелью, за что регулярно подвергался всевозможным насмешкам и был вынужден терпеть колкие словечки, отвешенные в свой адрес. Но несмотря на это, он вырос порядочным и законопослушным гражданином.
«Место встречи изменить нельзя»
Кто бы мог подумать, но опыт жизни в неблагоприятном районе очень пригодился Иван Сергеевичу. Когда снималась картина «Место встречи изменить нельзя», Бортник поделился своим представлением о «блатном мире» с главным режиссером Говорухиным, что помогло сделать ленту максимально правдоподобной.
Аркадий Вайнер, являющийся соавтором книги «Эра милосердия», которая легла в основу сюжета, после просмотра киноленты долгое время не мог прийти в себя. Он буквально был в шоке, вспомнив, что с братом Георгием написали персонажа Промокашку… без единой фразы. Действительно, в сценарии было лишь упоминание о молчаливом парне, носившем кепку-шестиклинку. Но гениальный Бортник не только не растерялся, но и придумал всю роль до единого слова.
Как вспоминает режиссер картины, вся съемочная площадка буквально умирала со смеху, когда Иван Сергеевич произносил очередную придуманную фразу. Бортник настолько гениально играл пьяного Промокашку, что можно было бы снимать отдельный фильм. Большинство реплик актера пришлось вырезать, чтобы картина не стала бенефисом одного актера.
Плевок в Высоцкого
В сцене, где бандиты сдаются, актер позволил себе очень смелую импровизацию. Когда камера заработала, он прошел мимо Высоцкого, который играл Жиглова, и с криком: «Сучара позорная!» от души плюнул в лицо певца. Сказать, что вся съемочная группа была шокирована - значит, ничего не сказать. Такой «самодеятельности» никто не ожидал, даже Высоцкий.
Несмотря на то что сцена получилась максимально реалистичной, ее пришлось вырезать из ленты. Все дело в том, что такой поступок Промокашки превращал антигероя в героя, имеющего внутренний стержень. А этого нельзя было допустить.