Тайна глубокого символизма Босха в «Саду земных наслаждений»
0
0
1,051
просмотров
Картины Босха – сплошной символизм, а потому являются настоящей находкой для желающих разгадывать загадки. Вот к примеру несколько расшифровок его творчества: стрелы – это зло, лестница – познание, перевернутая воронка – символ обмана и мошенничества. Сова во все времена и у всех народов обозначала мудрость. Но у Босха совы на полотнах выглядят как будто бы больными. Таким образом художник пытался показать зрителю человеческую глупость и отсутствие духовности.

Не ангел и не демон

Не ангел и не демон Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", фрагмент.

И дед, и отец, и два его дяди были художниками, а потому неудивительно, что Иеронимус ван Акен (настоящее имя Иеронима Босха) тоже стал живописцем. Для этого ему даже не пришлось обучаться живописи на стороне – семейная мастерская, где исполнялись заказы на стенные росписи и изготовление церковной утвари, стала Акену отличной школой.

Незадолго до смерти отца мастерская перешла к Иерониму, а удачная женитьба Босха на богатой наследнице (а также ранняя и довольно загадочная ее смерть) обеспечили художнику безбедное существование и возможность творить так, как ему вздумается.

И вот тут начинается самая настоящая чертовщина. Поскольку Иероним Босх занимал к тому времени видное положение в своем родном городке Хертогенбосе, его творения (а занимался он в основном росписью храмов и изготовлением церковных триптихов) не подвергались критике. Но как могла пропустить церковь, скажем, такую, сотворенную Босхом соборную фреску: толпа верующих протягивает руки к небесам; оттуда, окруженный зеленоватым светом, к ней спускается ослепительно-белый шар. А в центре шара изображен… святой? ангел? Ничего подобного! Это совершено загадочная, мало похожая на человека (да и на святого тоже) фигура, полностью лишенная одежды. Многие из современных исследователей считают, что живший в XV веке мастер изобразил на фреске… прибытие на Землю инопланетян!

Иероним Босх, "Вознесение праведников".

Сверху вниз на Иисуса

Сверху вниз на Иисуса Иероним Босх, триптих «Поклонение волхвов».

Триптих «Поклонение волхвов». Все живописцы, бравшиеся за этот сюжет, писали эту сцену «снизу» – с точки зрения молящегося. Только Босх позволил себе взглянуть на младенца Иисуса сверху – и это тоже сошло ему с рук.

В «церковных» произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями. Но везде присутствуют жуткие, совершенно невообразимые лица, которые можно встретить лишь в аду, как думали его современники, либо на других планетах, как считают некоторые исследователи нашего времени.

А американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис считает, что многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов.

Есть предположение, что живопись Босха совершенно естественно вытекает из окружения, в котором жил и работал художник. Дело в том, что в то время в Нидерландах появилось множество откровенно еретических с точки зрения «официальной" религии сект и движений – некоторые из них серьезно увлекались черной магией, астрологией и алхимией.

Куда он делся?

Куда он делся? Иероним Босх, "Страшный суд".

Художник жил очень замкнуто и не стремился к славе – из десятков своих произведений он подписал своим именем только семь. Никто не может с уверенностью сказать, как Босх выглядел – дошедшие до нас портреты живописца вызывают у специалистов определенные сомнения. А после смерти художника  количество загадок, окружавших его имя, только увеличилось.

Иероним Босх, "Страшный суд", фрагмент.

Иероним Босх умер в 1516 году в родном Хертогенбосе, в возрасте 66 лет, и был торжественно, при большом скоплении народа, похоронен в часовне церкви святого Иоанна. Но когда в 1977 году могилу вскрыли, то оказалось, что она… пуста! Руководивший раскопками историк Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что на могиле Босха лежал странный надгробный камень, не похожий на гранит или мрамор. Когда частицу этого камня положили под микроскоп, то она начала светиться, а температура ее поверхности вдруг возросла на три с лишним градуса.

Прослышав об этих странностях, церковь немедленно запретила раскопки, и тайна смерти художника, как и его произведений, так и осталась нераскрытой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится