Как художник Альфонс Муха стал дизайнером украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке
0
2
0
2,377
просмотров
В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен его театральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томными красавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложил Альфонсу стать дизайнером украшений. Это была воистину блестящая идея, - ах, вы только посмотрите!

Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Афиша к балету-пантониме "Принцесса Гиацинт" Альфонс Муха 1911

Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль
Браслет «Диана», 1883. Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.
Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко .

Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создает украшения в стиле модерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика.

В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Его роскошные, пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях, вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.

Плакат для "Моэт и Шардон: Сухой Империал" Альфонс Муха 1899

Блестящее трио: актриса, художник и ювелир

Совместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства. Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнее ранить своего неверного супруга.

Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокости матери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Медея Альфонс Муха 1898

Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой, на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.

Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар Альфонс Муха 1894
А.Муха "Лорензачио". Афиша для спектакля с Сарой Бернарой и А.Муха "Дама с камелиями". Афиша спектакля с Сарой Бернар

А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.


Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.
Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза" и А.Муха "Сара Бернар", 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий.
Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага
Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль.

«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»

Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

Альфонс Муха на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.

Декорированная цепочка с подвесками, 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году от Ювелирного Дома Фуке.
Кольцо «Павлин». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалось на Всемирной выставке в Париже от Ювелирного дома Фуке в 1900 году.

Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцоговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей, исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил?

А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза, позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в Брюсселе
Зодиак Альфонс Муха 1896

Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.

Фотография в творчестве А. Мухи — тема для отдельной истории, которой мы посвятили нашу «красочную» публикацию Модели Альфонса Мухи на фото и в картинах.

Счастливый союз двух мастеров модерна

Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е
Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты

Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.

Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900 и Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900
Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. и Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг.
Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Ч
Украшение для волос. Ювелир Жорж Фуке по эскизу А.Мухи. Бирюза, жемчуг, камни, 1890-1900-е и Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг
Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке Альфонс Муха 1905
Рубин. Из серии "Драгоценные камни" Альфонс Муха Гравюра, 1899
Изумруд. Из серии "Драгоценные камни" Альфонс Муха Гравюра, 1899
Аметист. Серия Драгоценные камни Альфонс Муха Плакат, 1900
Топаз. Серия Драгоценные камни Альфонс Муха Плакат, 1900

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.

Брошь, ок. 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, перламутр, изумруд, цветные камни. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни
Подвеска. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, изумруды, перламутр, жемчуг. Художественный музей Вирджинии.

А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.

Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.

Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!

Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже

Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.

«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха


А.Муха. Эскиз камина для интерьера салона Ж.Фуке, 1899 и Фото интерьера ювелирного салона Ж.Фуке, 1899
Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке Альфонс Муха 1900-е
Ювелирный дом Жоржа Фуке. Эскиз вывески и декоративных деталей интерьера Альфонс Муха XX век Альфонс Муха. Интерьер ювелирного дома Жоржа Фуке. Эскиз камина со скульптурой, зеркалом, витриной и деталями орнамента для стен Интерьер ювелирного дома Жоржа Фуке. Эскиз камина со скульптурой, зеркалом, витриной и деталями орнамента для стен Альфонс Муха XX век, 28×46 см Альфонс Муха. Интерьер бутика Жоржа Фуке. Эскиз дизайна камина с зеркалом и статуэтками и деталями декора для стен Интерьер бутика Жоржа Фуке. Эскиз дизайна камина с зеркалом и статуэтками и деталями декора для стен Альфонс Муха XX век, 68×45 см Альфонс Муха. Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке. Эскиз витрины с зеркалом и статуэткой Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке. Эскиз витрины с зеркалом и статуэткой Альфонс Муха XX век, 65×48.5 см Альфонс Муха. Ювелирный дом Жоржа Фуке. Эскиз вывески и декоративных деталей интерьера Ювелирный дом Жоржа Фуке. Эскиз вывески и декоративных деталей интерьера Альфонс Муха XX век
Интерьер ювелирного дома Жоржа Фуке. Эскиз камина со скульптурой, зеркалом, витриной и деталями орнамента для стен Альфонс Муха Графика, XX век
Интерьер бутика Жоржа Фуке. Эскиз дизайна камина с зеркалом и статуэтками и деталями декора для стен Альфонс Муха Графика, XX век
Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке. Эскиз витрины с зеркалом и статуэткой Альфонс Муха Графика, XX век

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи.

Альфонс Муха покорял все виды искусства, включая архитектурный дизайн, фотографию, живопись, графику, фрески, ювелирное мастерство, приближаясь к званию универсального мастера. Но чем бы ни занимался этот удивительный художник, единственной его целью был поиск красоты.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится