Когда отец приступил к съемкам в «Вечном зове», его сын только начинал свой путь в актерской профессии, а когда вышли последние серии киноэпопеи, имя Еременко-младшего уже гремело на всю страну после фильмов «Красное и черное», «31 июня», «Пираты ХХ века». Но особенными и для отца, и для сына стали не те роли, которые принесли им всесоюзную славу, а те, в которых они словно сыграли самих себя.
Юность в лагерях
Николаю Еременко-старшему пришлось повзрослеть очень рано. Его родители развелись вскоре после его рождения. Чтобы помочь матери, он, окончив семилетку и ремесленное училище, пошел работать токарем на завод. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Он подделал свои документы, приписав себе 3 года, чтобы поступить в школу младших лейтенантов, и в начале 1942 г. ушел на фронт. В июле того же года Николай попал в плен и 3 года провел на каменоломнях в концлагере под Штутгартом. После победы он был освобожден, но из одного лагеря сразу же попал в другой – фильтрационный, организованный НКВД. После долгих проверок его освободили и восстановили в звании.
Осеню 1945 г. Николай отправился к матери в Витебск. Еще в школе ему нравилось выступать на сцене, он участвовал во всех творческих вечерах и праздничных спектаклях, и после возвращения с фронта Еременко устроился в районный Дом культуры и начал заниматься в театральной студии. На его актерский талант первым обратил внимание известный белорусский актер Александр Ильинский: однажды в Витебске проводили театральный смотр, и артист посоветовал ему получить актерское образование. Еременко окончил театральную студию при Театре имени Якуба Коласа и начал выступать в том же театре. Там он провел 11 лет, а затем его пригласили в Минск, в Белорусский академический театр им. Я. Купалы, которому отдал 40 лет своей жизни.
Как Сергей Герасимов зажег звезду Николая Еременко
Однажды кто-то посоветовал актеру отправить свою анкету и фотографии на киностудию «Беларусьфильм», и в 1960 г., в 34 года Николай Еременко дебютировал в кино, снявший в фильмах «Впереди – крутой поворот» и «Первые испытания». Возможно, имя актера никогда бы не стало известно широкой аудитории, если бы не судьбоносная встреча с Сергеем Герасимовым. Впервые знаменитый режиссер увидел Николая Еременко в Минске на спектакле, где он играл летчика и так впечатлил режиссера в этом образе, что Герасимов пришел з кулисы и сказал ему: «Такие герои сделали нашу победу!»
А в 1961 г. Еременко увидел в «Литературной газете» сценарий будущего фильма Сергея Герасимова «Люди и звери», написанный его женой, актрисой Тамарой Макаровой. Эта история поразила его сходством с его собственной судьбой: главный герой, командир Красной армии, попал в немецкий плен, а после 1945 г. долго не решался вернуться на родину, опасаясь попасть в ГУЛАГ. Прочитав сценарий, Еременко тут же написал Герасимову письмо с просьбой вызвать его на пробы.
Позже Сергей Герасимов вспоминал: «При первом же знакомстве, едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова. И больше никого не стал искать на эту роль. Должен сказать, что я не разочаровался в нем ни на минуту – налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли, которое, на мой взгляд, единственно подготавливает успех всей работы актера в кино».
В 1962 г. фильм «Люди и звери» посмотрело больше 40 млн зрителей, и к Николаю Еременко пришла всесоюзная популярность. Так случилась, что роль, в которой он узнал самого себя, открыла ему путь в большой кинематограф. После этого актер регулярно получал новые предложения от режиссеров, и в 1960-х – 1970-х гг. он стал одним из самых востребованных артистов советского кино, сыграв запоминающиеся роли в фильмах «Дни летные», «Погоня», «Вечный зов» и др. В 1970-х гг. к его фамилии стали добавлять «старший», ведь уже через 10 лет после его собственного кинодебюта взошла звезда сына, его полного тезки.
Наследник актерской династии
Матерью Николая была актриса того же Национального академического театра им. Я. Купалы, народная артистка Белорусской ССР Галина Орлова. В кино она практически не снималась, посвятив всю свою жизнь театру и заботам о семье. Собственная карьера никогда не стояла для нее на первом плане, ведь успехи мужа и сына были для нее куда более значимыми. Она гордилась своим супругом и писала о нем: «Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера… Твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят».
В 1949 г. у них родился сын, которого назвали в честь отца Николаем. Все свое детство он провел за кулисами театра, и уже в школьные годы у него не было никаких сомнений по поводу выбора будущей профессии. Еременко-младший не скрывал того, что попасть во ВГИК на курс Сергея Герасимова ему помог отец. Благодаря режиссеру, который зажег звезду Еременко-старшего, его сын дебютировал в кино, в фильме Герасимова «У озера». А широкая популярность пришла к нему через 7 лет, после главной роли в фильме «Красное и черное».
В 1970-х гг. Еременко-младший уже был не менее известным актером, чем его отец, и из-за этого часто возникала путаница. Он вспоминал: «Когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к отцу в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах написано: «Николай Еременко», все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?».
В 1970-1980-х гг. резонансные фильмы с участием Еременко-младшего выходили один за другим: «Трактир на Пятницкой», «31 июня», «Пираты ХХ века», «Юность Петра», «В поисках капитана Гранта» и др. Актер не скрывал, что ему не удалось не поддаться звездной болезни: ему вскружили голову всесоюзная слава и невероятный успех у противоположного пола. Он признавался, что был тогда слишком заносчивым и высокомерным, из-за чего потерял многих друзей. Еременко начал злоупотреблять алкоголем, что негативно отразилось на его здоровье.
В 1990-х гг. его отцу предлагали все меньше ролей, состояние его здоровья ухудшилось, он перенес инфаркт. В 1995 г. Еременко-младший дебютировал в качестве режиссера и снял свой единственный фильм «Сын за отца», в котором они снялись вместе с отцом. Эта киноработа стала одной из последних в фильмографии Еременко-старшего. Это была история основателя частной клиники, врача-бизнесмена, помогающего отцу, профессору медицины, приспособиться к новым жизненным реалиям в условиях капитализма. К сожалению, за кадром Еременко-старший свыкнуться с новой действительностью так и не смог. И в жизни, и в кино после распада Союза правили бал совсем другие герои. 30 июня 2000 г. он ушел из жизни после сердечного приступа.
Режим самоуничтожения
Сын пережил его всего на 11 месяцев. Близкие Еременко-младшего считали, что он сам приблизил свой уход. Его мать говорила, что в последние 10 лет у него словно включился механизм самоуничтожения, а его сокурсница Нина Маслова говорила: «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения». Уход отца окончательно его подкосил.
Одной из последних ролей в кино Еременко-младшего стал главный герой фильма «Подари мне лунный свет». Многие его знакомые говорили, что он словно сыграл самого себя – успешную звезду телевидения, переживающую кризис среднего возраста. Слава и признание не смогли заполнить его внутренней пустоты, что разрушало личные отношения. Его герой размышлял о любви и небытии, пытаясь понять, ради чего пришел в этот мир, и произносил фразу «Я пока еще живой!», которая заставляла зрителей плакать на премьере фильма. Ведь когда она состоялась, актера уже не было в живых. Однажды вечером он выпил, ему стало плохо, но Николай запретил своей гражданской жене вызывать «скорую». А когда все-таки она это сделала, было уже поздно – у актера случился инсульт, и спасти его не удалось. 27 мая 2001 г. его не стало. Ему было всего 52 года. Тяжелее всего его уход перенесла мать, ведь ей довелось пережить и мужа, и сына…
В отличие от отца, сын однолюбом не был и всю жизнь провел в поисках счастья: Николай Еременко: 25 лет брака и заблудившееся счастье известного актера