Невозможно снять кино о супергероях без художников визуальных эффектов. В наши дни их мастерство достигло небывалых высот. Колоссальную работу, которую они проделывают, трудно оценить в полной мере, если вы не увидите оригинальные кадры собственными глазами. Все знают о применении CGI, но мало кто представляет, как выглядит фильм до того, как цифровые маги сотворят свое волшебство.
«Супермен» (1978)
Фильмы о супергероях обязаны своим существованием Ричарду Доннеру, чья адаптация «Супермена» 1978 года закрепила место персонажа в центре американской поп-культуры. Президент DC Films Джефф Джонс и глава Marvel Studios Кевин Фейдж стажировались у Доннера в молодые годы.
В 1978 году спецэффекты, доступные сейчас, никто не мог представить даже в самых смелых мечтах. В те дни компьютеров не было, поэтому приходилось применять смекалку и находчивость. Опытный режиссер использовал ряд умных трюков, чтобы создать иллюзию того, что великий Кристофер Рив, исполнивший роль Супермена, имел сверхчеловеческие способности. Но настоящим кинематографическим подвигом был, конечно, полет Супермена.
Использование гениально сконфигурированной комбинации проекторов и зеркальных линз позволило Супермену летать к камере и от нее. Доннер вспоминал, что несколько парней, которые управляли летающим подразделением, плакали, потому что это было нечто потрясающее.
«Бэтмен: Начало» (2005)
Кристофер Нолан известен тем, что, когда это возможно, использует практический подход к эффектам. Но даже он время от времени обращается к команде специалистов по компьютерной графике.
Самым сложным в работе над фильмом «Бэтмен: Начало» было сделать бэтмобиль убедительным и реалистичным. Добиться этого удалось благодаря сочетанию трюков и миниатюр. Большинство сцен было снято с полноразмерным автомобилем в Чикаго. Но и использованные в павильоне миниатюры являлись таковыми весьма условно, потому что некоторые из них достигали 10 метров. "Масштаб решает все", - утверждают специалисты.
«Темный рыцарь» (2008)
Когда руководитель визуальных эффектов «Темного рыцаря» Ник Дэвис утверждает, что работа с Кристофером Ноланом – это уникальный опыт. В основном потому, что Нолан свято верит в реальную динамику.
В частности, Дэвису пришлось бороться с желанием Нолана по-настоящему снять сцену, в которой Бэтмен (Кристиан Бэйл) похищает коррумпированного бухгалтера Лау (Чин Хан) из небоскреба. Дэвис настоятельно рекомендовал использовать визуальные эффекты. «Почему мы не можем по-настоящему спрыгнуть со здания в Гонконге?» - возмущался Нолан. «Ну, Крис, потому что кто-то, вероятно, будет убит, а властям Гонконга это может не понравиться», - убедительно аргументировал в ответ Дэвис.
Но съемочной группе все равно пришлось целую неделю по ночам совершать вылеты на вертолете, чтобы заснять тот самый небоскреб в формате IMAX. Ну не все могут спорить с Ноланом.
«Джона Хекс» (2010)
Режиссер Джимми Хейярд работал аниматором в Pixar в течение нескольких лет, прежде чем приступить к работе над этим фильмом. Это был первый раз, когда он руководил функцией живого действия. И он же оказался последним, потому что «Джона Хекс» с треском провалился в прокате.
Основными точками преткновения для критиков были небольшая продолжительность фильма (всего 81 минута) и несфокусированное повествование. Хотя в немногих обзорах, которые хвалили картину, среди достоинств упоминались визуальные эффекты.
У фильма был небольшой бюджет, который едва ли не полностью был потрачен на причудливые творческие спецэффекты. Особенно впечатляющей вышла сцена, в которой охотник за головами кашляет вороной после того, как его вернули к жизни.
«Зеленый Фонарь» (2011)
«Зеленый Фонарь» является одним из самых провальных супергеройских фильмов. И это при том, что он имел ошеломляющий бюджет в 200 млн долларов.
Поклонники начали беспокоиться об адаптации, когда обнаружили, что костюм Хэла Джордана (Райан Рейнольдс) должен был быть полностью сделан из CGI. В процессе съемок был использован специальный костюм для захвата и отслеживания движений, в том числе, считывающий мимику для сцен, в которых герой предстает в маске. Руководитель визуальных эффектов фильма утверждала, что так у них больше возможностей для дизайна.
В итоге сам костюм оказался сносным, но неестественная на вид маска разрушила общий эффект. Критики назвали фильм «кучей цифровых материалов». И некоторые из них выглядят очень плохо.
В то время как многие люди указали на некачественный CGI, исполнитель главной роли обвинил в недостатках сценарий фильма. «На прослушивании на роль Зеленого Фонаря никто не получил возможность прочитать сценарий, потому что его не существовало», - рассказал Рейнольдс в одном из интервью.
«Человек из стали» (2013)
В «Человеке из стали» Зака Снайдера полет был не единственной сверхчеловеческой способностью, которую должны были убедительно продемонстрировать на экране.
В сцене спасения нефтяной вышки мы видим, насколько силен Супермен. Дверь буровой установки, которую он срывает, чтобы добраться до, казалось бы, обреченных рабочих, была сделана из оловянной фольги и позже исправлена с помощью CGI. Но огонь внутри был реальным. Что не удивительно, ведь Кристофер Нолан был продюсером, а мы уже знаем, как он чтит реалистичность.
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)
В одном из эпизодов фильма Супермен спасает людей по всему миру. Он попадает в многочисленные опасные ситуации и стихийные бедствия, одним из которых становится наводнение. Хотя готовый продукт выглядит довольно убедительно, оказывается, он был снят на асфальтовой площадке в Мичигане.
При помощи компьютерной графики была создана имитация реки и мусора, плывущего вокруг затопленных домов. Окружающая среда была дополнена деревьями и отдаленными горными хребтами, а также было заменено небо.
«Отряд самоубийц» (2016)
Над визуальными эффектами этого фильма работало 17 компаний VFX. Одной из них была MPC. Ее специалисты отвечали за сцену битвы Харли Квинн (Марго Робби) в лифте. На самом деле она сражалась с актерами в специальных костюмах. Головы актеров позже были дорисованы при помощи компьютерной графики. Глаза на головах выглядели живыми и мигали во время каждого выстрела, а живая пульсирующая плоть после попадания пули по задумке авторов становилась жесткой и взрывалась, как камень, бетон и стекло. Для каждой из голов был создан свой собственный стиль разрушения от выстрела.