Спасение в аквариуме
"Я посмотрел на свою любимую золотую рыбку и понял, что красота, которую я искал, находится прямо передо мной", - говорит Фукахори. После этого он взял кисть и изобразил своего питомца. А потом он нарисовал еще. Сам художник называет этот вдохновляющий момент "Спасением золотой рыбки".
Рюсуке Фукахори
Сегодня имя Фукахори является популярным в мире изобразительного искусства из-за его особого стиля трехмерного изображения золотой рыбки. Он известен как в Японии, так и за рубежом, хотя после того как он впервые покинул художественную школу, он вообще не интересовался рыбами.
Работа над новым творением у Рюсуке может занять более двух месяцев. Слой за слоем прозрачной смолы покрывают трехмерные фигуры золотых рыбок, раскрашенные по частям акриловыми красками. В результате получается естественная тень, как если бы она была нарисована росписью, которая мерцает под поверхностью, как будто они живые и плавают.
"Я никогда не смотрю на изображение настоящей золотой рыбки, когда рисую. Я использую только свое воображение и память. Золотая рыбка в основном разводилась людьми. Я чувствую, что я делаю то же самое в своем уме, создавая новые и разные породы золотых рыбок, - говорит Фукахори, - Мне порой кажется, что то, что я придумал, существует на самом деле. Золотые рыбки, которых я создаю, подобны призракам или духам".
Фукахори продолжает творить в своей художественной студии в южном Токио. Его произведения искусства созданы для того, чтобы вы смотрели на него сверху - возможно, это дань уважения тому, как японцам традиционно нравилось наблюдать за этими созданиями.
Золотая рыбка в Японии
Китайские торговцы впервые привезли золотую рыбку в Японию еще в 1502 году и продали ее самураям и знати в качестве высоко ценимых домашних животных. Как и в Китае, она служит символом богатства и удачи. Золотой блеск уж очень похож на настоящее золото, а красный цвет, по мнению многих, отгоняет болезни и прочее несчастье. Вероятно поэтому карп кои не стал любимцев у восточной публики.
К середине периода Эдо, между 1603-1868, золотая рыбка стала популярным домашним животным, но их очарование предназначалось только для аристократов. К девятнадцатому веку правительству Эдо был положен конец, а вслед за ней пришел период Мэйдзи.
К этому времени страна начала индустриализоваться и открываться для западных культур. В искусстве появились смеси традиционных стилей и современных влияний. Примерно в это же время золотая рыбка стала популярной среди обычных людей. С тех пор она стала неким фаворитом. Различные ее породы культивируются почти по всей стране, но наиболее широко - в Токио.
Популярность не только в искусстве
Ежегодно в конце лета в большинстве городов Японии проводятся летние фестивали, а кинге-сукуй - традиционная игра, в которой игрокам приходится ловить живую золотую рыбку с помощью бумажных ковшей. Питомец Фукахори также когда-то плавал в одной из будок.
Популярность золотых рыбок в настоящее время настолько велика, что их партии доставляются из Токио на Хоккайдо в начале каждого лета. Рыбе трудно пережить интенсивную зиму на самом северном острове Японии.
Символы и традиции
В период Муромати в 1500-х годах, когда Китай впервые ввез золотую рыбку в Японию, торговля между двумя странами также резко возросла. В это время, когда любовь к культуре процветала, золотая рыбка проникла в японское искусство. "Плавающий мир" или "Грустный и беспокойный мир" прекрасно описывал состояние тогдашнего образа жизни. Это были гравюры на дереве. Золотая рыбка разводилась в Японии, чтобы иметь длинные элегантные плавники, отражающие плавучую эстетику периода Эдо.
Пожалуй, самым известным творцом изображений золотых рыбок в мире гравюр на дереве является Утагава Кунияши. Его легендарная коллекция состоит из девяти произведений, которые с юмором изображают этих существ как людей в ситуациях, таких как сопротивление врагам, пьянство и использование зонтиков под дождем. Большая часть произведений искусства хранится в Королевском музее истории и искусства в Бельгии, но некоторые из них также выставлены в Японии. По словам Фукахори, японское искусство с древних времен включает в себя животных, движущихся и одевающихся, как люди. Но искусство Утагавы, по его мнению, исследовало мир за пределами традиций, и поэтому оно так популярно.
"В искусстве Кунияши золотая рыбка освобождается от своего водного мира и выглядит так, как будто они даже обрели свою свободу. Я считаю, что нестандартное мышление и необычайный талант Утагавы в полной мере выражены во многих его работах", - говорит Фукахори.
Сегодня золотая рыбка остается центральным элементом популярной культуры и искусства в современной Японии. И искусство Фукахори является свидетельством того, какую пользу золотая рыбка получает в японской культуре.
Рыбки повсюду
Многие местные жители и туристы стекаются на ежегодную выставку под названием "Арт-аквариум", которая проводится в Японии. Здесь представляются золотые рыбки, плавающие в глобусах, сферах и других аквариумах разных геометрических форм.
Неоновые огни просачиваются сквозь темные стены обычно слабо освещенного зала, а постоянная транс-музыка заполняет пространство. Организатор выставки провел несколько лет, продавая аквариумных рыб в магазинах по всей Японии, он является настоящим экспертом по декоративным рыбам, но его любовь к искусству и дизайну подтолкнула его к творческой альтернативной карьере.
В настоящее время вездесущие изображения золотых рыбок можно найти и на ежедневных вещах, включая вентиляторы, полотенца, миски и даже конфеты. К сожалению, по словам организатора выставки, с приходом нового цифрового этапа развития человечества, люди стали реже замечать прекрасное в таких простых вещах, как движения золотой рыбки.