«Комната желаний», «Эффект бабочки» и др: лучшие фантастические фильмы, снятые в 21-ом веке
900
просмотров
Фантастика, как и всякий сформировавшийся жанр, предлагает создателям кино россыпь вариаций стандартных сюжетов. С одной стороны, это упрощает создание вещей «средней руки», с другой – по этой причине хоть сколь либо нетривиальных, ярких, изобретательных фильмов выходит на экраны совсем немного...

А ведь на самом деле фантастика предлагает сценаристам и режиссёрам колоссальные возможности: можно создать эпическое полотно с незабываемыми космическими пейзажами и баталиями, а можно – не менее увлекательную «герметичную» историю, где несколько человек в декорациях обычного дома будут удерживать внимание зрителя на протяжении всего фильма.

Фантастические картины могут быть исключительно развлекательными (как многие работы Стивена Спилберга и Роланда Эммериха), а могут нести в себе важный социальный комментарий (как это часто бывает у Нила Бломкампа и Спайка Джонза) или рассматривать философские концепты (как фильмы Пон Чжун Хо и Алекса Гарленда). Поджанры позволяют успешно смешивать фантастику с мелодрамой («Меняющие реальность», «Она»), боевиком («Хроники Риддика», «Война миров Z»), детективом («Особое мнение», «Я, робот») триллером («Пиджак», «Пекло»), антиутопией («Эквилибриум», «Сквозь снег»), фильмом ужасов («Пандорум», «Прометей»), а могут представлять образчик «чистой» научной фантастики в её классическом виде («Марсианин», «Из машины»).

В этой подборке, которая, безусловно, будет дополняться впоследствии, мы предлагаем вам эти и другие замечательные фантастические картины. Считаете, что есть незаслуженно забытый нами фильм? Обязательно напишите об этом в комментариях!

«Комната желаний»: у каждой мечты есть цена

«Комната желаний»: у каждой мечты есть цена

Комната желаний / The Room (2019)
Рейтинг IMDb: 6; Кинопоиска: 6,1

В мистическом триллере Кристиана Волькмана семейная пара Кейт и Мэтт (Ольга Куриленко и Кевин Янссенс) переезжает из Нью-Йорка в старый особняк вдали от города. Обустраивая новое жилище, они обнаруживают запертую комнату, в которой мгновенно материализуются любые желания: подлинный портрет Ван Гога, наряды и драгоценности, миллион долларов… Тогда Кейт осмеливается загадать самое сокровенное, не догадываясь о цене, которую придётся заплатить.

«Комната желаний» говорит зрителю об опасности исполнения желаний и о последствиях нарушения естественного порядка вещей, но прежде всего, даёт простор задуматься о том, что бы вы сделали, заполучив возможность материализовать свою мечту, и чем готовы пожертвовать, чтобы её сохранить?

«Аниара»: космос, человек и тоска по Земле

«Аниара»: космос, человек и тоска по Земле

Аниара / Aniara (2018)
Рейтинг IMDb: 6,2; Кинопоиска: 5,7

«Суровый космос возвращает нас
к забытым ритуалам и обрядам…»
«Аниара» (1956), Х. Мартинсон

Фильм основан на одноимённой поэме лауреата Нобелевской премии Харри Мартинсона. Это история о том, как, спасаясь от экологической катастрофы, остатки человечества сбегают с Земли на гигантском космическом лайнере, оснащённом всеми атрибутами роскоши, которые можно купить за деньги. Люди отправляются в трёхнедельное путешествие к новому дому: Марсу. Но столкновение с космическим мусором сбивает корабль с курса.

Разрыв с естественной средой обитания и мучительное созерцание бессмысленности поглощают пассажиров судна, дрейфующего в пустоте космоса. Людям всё труднее сохранять спокойствие и волю к жизни. К счастью, на борту «Аниары» обустроен терапевтический кабинет с искусственным интеллектом под названием Мима. Он помогает пассажирам погрузиться в воспоминания о временах, когда Земля процветала. Но кошмары человечества доводят искусственный интеллект до самоубийства.

«Аниара» – западающая в память аллегорическая история, размашистый и одновременно интимный портрет человеческой природы. Эта фантастическая поэма напоминает нам, что хоть на земле, хоть среди звёзд – мы застряли друг с другом, и, мчась в ошибочном направлении, человечество может слишком поздно осознать, что пути назад нет.

«Ловушка времени»: нехожеными тропами ворваться в будущее

«Ловушка времени»: нехожеными тропами ворваться в будущее

Ловушка времени / Time Trap (2017)
Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,6

«Ловушка времени» по мнению некоторых критиков может показаться блеклой копией, паразитирующей на успехе «Очень странных дел», но, если взвесить все исходные, подойдя к фильму непредвзято, можно увидеть не пародии, а отсылки и не к таким же «паразитирующим» на ретро-тематике вещам как «Очень странные дела», но и к первоисточникам, если так можно выразиться, в лице ранних фильмов того же Стивена Спилберга. Здесь нет глобальных идейных концептов, но есть отличная приключенческая составляющая, которая усердно пытается увлечь зрителя, порой весьма небезуспешно.

Синопсис очень прост: студенты отправляются в некую пещеру в горах Техаса на поиски пропавшего там преподавателя, хотя профессиональные спасатели давно отказались от поисков. Причиной уверенности тинейджеров служит теория учителя о существовании в этих горах, ни много ни мало, источника вечной молодости. Попадая в загадочный туннель, путники замечают, что время там ведёт себя не так как обычно, впрочем – это только начало предстоящих им приключений…

«Безумный Макс: Дорога ярости»: захватывающая погоня, на кону которой жизнь

«Безумный Макс: Дорога ярости»: захватывающая погоня, на кону которой жизнь

Безумный Макс: Дорога ярости Mad Max: Fury Road (2015)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 7,8

Человеческая цивилизация находится на грани выживания. Технические знания утеряны, за исключением оставшихся у людей машин и грузовиков. Человеческим миром правят хаос и насилие. Топлива, оружия и чистой воды всё меньше. Мучимый воспоминаниями изгнанник Макс Рокатански попадает в плен к бандитам из Цитадели – города, которым правит жестокий Несмертный Джо. Цепочка случайностей сталкивает его с женщинами-беглянками из гарема Джо и опасной воительницей Фуриосой. Этой неуживчивой компании придётся ввязаться в изматывающую гонку по пропахшей бензином пустыне без всякой надежды на спасение…

Оригинальный «Безумный Макс» прославил австралийского режиссёра Джорджа Миллера и актёра Мэла Гибсона. Фильм получил сиквел, триквел, множество подражаний разной степени качества и вообще стал свежим дуновением ветра в жанре постапокалиптики. Однако Миллер не стал режиссёром боевиков, удалившись в… детскую мультипликацию. Лишь почти тридцать лет спустя после выхода первой ленты про Макса семидесятилетний режиссёр решил тряхнуть стариной и выдал невероятно яркий и динамичный фантастический боевик, украшением которого стал дуэт Тома Харди и Шарлиз Терон.

«Эффект бабочки»: вернуться в прошлое, пытаясь исправить непоправимое

«Эффект бабочки»: вернуться в прошлое, пытаясь исправить непоправимое

Эффект бабочки / The Butterfly Effect (2003)
Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 8,1

Детство Эвана Треборна было далеко не идеальным. Очень далеко. Эвану и его друзьям детства пришлось пережить физическое и сексуальное насилие, потерять родителей и любимых питомцев, наконец, стать виновниками гибели случайных людей. Всё это не отпускает Эвана даже когда, повзрослев, он отправляется в колледж. Там же он обнаруживает удивительное свойство детских дневников – они в прямом смысле слова переносят его в прошлое. Наконец Эван решается попробовать благодаря этой способности изменить прошлое, а значит и свою теперешнюю жизнь. Только вот порой изменения в прошлом сказываются на настоящем далеко не лучшим образом…

Режиссёр Эрик Бресс, пожалуй, так и не снял ничего более значимого, чем «Эффект бабочки», но уже одной этой картиной вписал своё имя в историю кинематографа, явив миру одну из лучших историй о путешествиях во времени. Смешав фантастическую составляющую с глубокой социальной драмой и увенчав историю нетривиальным посылом, Бресс сотоварищи затронули струны души в самых разнообразных категориях зрителей. Актёрский ансамбль в лице Эштона Кутчера, Эми Смарт, Эрика Штольца, Элдена Хенсона и Итэна Сапли – ещё одна большая удача картины.

«Пассажиры»: двое проснувшихся раньше срока на корабле поколений

«Пассажиры»: двое проснувшихся раньше срока на корабле поколений

Пассажиры / Passengers (2016)
Рейтинг IMDb: 7,0; Кинопоиска: 7,1

Космический корабль «Авалон» с пятью тысячами поселенцев на борту отправляется в сто двадцатилетнее путешествие, с целью основать человеческую колонию на отдалённой планете. Весь экипаж корабля погружен в искусственный сон, из которого должен выйти лишь по прилёту на место. Однако нештатная ситуация – столкновение с метеоритом – приводит к тому, что инженер Джим Престон приходит в себя на девяносто лет раньше назначенного времени. Не имея возможности вернуться в состояние сна, он поселяется в шикарных апартаментах и общается с роботом андроидом. Однако жизнь в одиночестве буквально сводит Джима с ума и он решает покончить с собой…

Мортен Тильдум много лет снимал короткометражные фильмы, рекламу и клипы. Первые его полнометражные картины также не пользовались особенной популярностью, но всё изменилось в 2011-м году, после выхода на экраны триллера «Охотники за головами». Следующая картина «Игра в имитацию» принесла режиссёру восемь номинаций на Оскар и мировую известность. В «Пассажирах» съёмочная команда подобралась под стать – титулованнейший оператор Родриго Прието, четырнадцатикратный(!) номинант-композитор Томас Ньюман, оскароносная Дженнифер Лоуренс и харизматичнейший Крис Прэтт. В результате зрителей ждал неожиданный и весьма гармоничный микс из фантастики и мелодрамы.

«Тихое место»: выжить, когда каждое сказанное вслух слово – смертельная опасность

«Тихое место»: выжить, когда каждое сказанное вслух слово – смертельная опасность

Тихое место / A Quiet Place (2018)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 6,7

Человечество практически истреблено инопланетными монстрами, слепыми, но обладающими невероятно чутким слухом. Чтобы выжить, люди изучают язык жестов и делают из своих жилищ звуконепроницаемые убежища. К немногочисленным выжившим относится пара Эвелин и Ли. Они живут на заброшенной ферме с тремя детьми. Поход от их фермы к близлежащему городку за продуктами оборачивается трагедией – гибнет один из сыновей пары – Бо. Время залечивает эту утрату, но оказывается, что Эвелин снова беременна, поэтому перед мужем и женой становится непростая задача, ведь младенца нельзя научить языку жестов…

Джон Красински был и остаётся довольно успешным актёром, кроме того, он пробовал работать постановщиком популярного шоу «Офис», но в «большом» кино Красински сумел зарекомендовать себя как режиссёр, благодаря картине «Тихое место». Постапокалиптический триллер был тепло принят зрителями, сразу же потребовавшими продолжения. Красински сам исполнил одну из главных ролей, а женой на экране стала его жена в обычной жизни – Эмили Блант. Вероятно, именно благодаря этому между главными героями чувствуется настоящая «химия», что заставляет зрителя сопереживать персонажам ещё сильнее.

«Бегущий по лезвию 2049»: мечтают ли андроиды о детях?

«Бегущий по лезвию 2049»: мечтают ли андроиды о детях?

Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (2017)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

Кей – репликант-андроид новой модели, который выслеживает и охотится на себе подобных репликантов, пытающихся проникнуть на Землю. Планета ещё частично обитаема, но покрыта пятнами заражённых и брошенных людьми зон. Кей живёт с голографической девушкой Джой, заменяющей ему жену. Однажды на задании он обнаруживает свидетельство того, что андроиды могут размножаться естественным путём. Это противоречит всем естественным законам природы. Попытка выяснить правду перевернёт мир Кея – он столкнётся с могущественной корпорацией «Уоллес», повстречает в руинах Лас-Вегаса своего предшественника Декарда и, наконец, задастся вопросом о собственном происхождении…

Любой список «лучших фильмов 21-го века» составленный сейчас рано или поздно неизбежно устареет – будут сняты новые блестящие картины, которым предстоит потеснить менее совершенные. Но «Бегущий по лезвию 2049» останется в нём навсегда, как останется одним из главных фильмов двадцатого века «Бегущий» от Ридли Скотта. Дени Вильнёву и его команде удалось не просто снять удачное продолжение, но развить идеи оригинала, как в области идей и философских концептов, так и в контексте визуального стиля и прозорливости в представлении возможного облика будущего.

Можно назвать поимённо оскароносного оператора Роджера Дикинса, композитора Ханса Циммера, блестящих актёров Райана Гослинга, Ану де Армас, Маккензи Дэвис, Дэйва Батисту… но это будут лишь частички пазла, которые по-отдельности великолепны, но лишь в одном случае из тысячи способны сложиться в маленький кинематографический шедевр.

«Луна 2112»: лунная изоляция, одиночество, безумие

«Луна 2112»: лунная изоляция, одиночество, безумие

Луна 2112 / Moon (2009)
Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 7,5

В недалёком будущем Сэм Белл, работающий в одиночку по контракту на лунной станции, готовится сдавать вахту. Его задача – добывать изотопы гелия, который компенсирует энергетический кризис на Земле. Компанию Сэму составляет лишь робот ГЕРТИ, прямая связь с центром из-за поломки давно нарушена, сообщения от жены приходят редко, с задержкой, и он страдает от давящего одиночества. Буквально за несколько недель до отправки домой он чувствует, что окончательно сходит с ума, а из-за внезапной галлюцинации попадает в аварию на луноходе. Правда, очнувшись в медотсеке и вернувшись на место проишествия, Сэм обнаруживает в луноходе тело точь-в-точь похожее на его собственное…

После фильма Дункана Джонса «Луна 2112», принесшего режиссёру премию BAFTA за лучший дебют, за его творчеством стали пристально следить ценители не только фантастики, но и авторского кино вообще. Глубокая психологическая драма с сюрреалистическим налётом в фантастических декорациях на самом деле завораживает. И, конечно, так как фильм по сути держится на одном актёре – неоскараносном тогда ещё Сэме Рокуэлле, – многое зависит от его блестящего бенефиса.

«Искусственный разум»: ребёнок-андроид в человеческой семье

«Искусственный разум»: ребёнок-андроид в человеческой семье

Искусственный разум / A.I. Artificial Intelligence (2001)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,9

Во вселенной фильма глобальное потепление уже свершилось, что привело к уменьшению пригодных для жизни территорий и, в следствии этого, к перенаселению. Правительство вводит ограничение на рождение детей, а заменить их призваны… андроиды. Именно такого необычного мальчика Дэвида передаёт крупная компания для тестирования семье Свинтен, чей больной сын Мартин из-за болезни погружён в анабиоз. Мальчик понемногу начинает приживаться, но всё меняется с возвращением Мартина, который всеми возможными методами пытается избавиться от новоиспечённого «брата»-конкурента…

Стивен Спилберг для мейнстримного кино – культовый режиссёр. Он, кажется, без всяких усилий способен снимать добротные зрелищные фильмы для всей семьи, нередко обращаясь именно к жанру фантастики (хотя изначально режиссёром картины должен был выступить не менее культовый Стэнли Кубрик). Идеи же режиссёр в наше бедное на оригинальные сюжеты время находит в неоскудевающей сокровищнице – литературе. Вот и здесь в основу сценария лёг рассказ именитого Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето». Трогательная и заставляющая задуматься картина с по-сбилгерговски звёздным кастом получила одну из премий Венецианского фестиваля, две номинации на Оскар и три на Золотой глобус.

«Интерстеллар»: отправиться в чёрную дыру, чтобы спасти человечество

«Интерстеллар»: отправиться в чёрную дыру, чтобы спасти человечество

Интерстеллар / Interstellar (2014)
Рейтинг IMDb: 8,6; Кинопоиска: 8,6

Ко второй половине 21-го века Земля становится на край гибели – неурожаи грозят смертельным голодом. Бывший пилот НАСА Джозеф Купер пытается заниматься фермерством, но урожай его губят пылевые бури. А ведь Джозефу нужно кормить своих детей – Тома и любимицу Мёрф. У последней в комнате и обнаруживаются странные рисунки, естественным образом получающиеся на пыльных поверхностях. Как догадывается Джозеф, они представляют собой двоичный код. Извлечённые же из кода координаты приводят его на секретную базу НАСА, которая готовит отчаянную операцию по переселению жителей Земли на пригодные для этого планеты. Джозеф соглашается стать членом команды, бросить семью, чтобы ценой разлуки спасти её и всех людей…

Кристофер Нолан сочетает в себе уникальные таланты делать фильмы одновременно неглупыми и зрелищными. Он прекрасно работает в поле идей (конкретно для этого фильма он сотрудничал с нобелевским лауреатом Кипом Торном), выбирая порой весьма парадоксальные и неожиданные, но закладывает их в сюжет с изяществом иллюзиониста. А после на скелет идеи наносится мышцы сюжета, которые покрывают сделанные с огромным вниманием к деталям спецэффекты, сочетающие полноценные декорации и реальные локации с качественной графикой без излишеств.

Полноправной частью повествования становится и космическая музыка Ханса Циммера. В итоге зрителю достаётся продукт, который, как говорится, «и уму, и сердцу». А если прибавить к этому высококлассный суперзвёздный актёрский состав в лице Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессики Честейн, Майкла Кейна и Мэтта Деймона, то можно понять почему фильм собрал в прокате почти 680 миллионов долларов.

«Грань будущего»: умирать изо дня в день, надеясь победить армию пришельцев

«Грань будущего»: умирать изо дня в день, надеясь победить армию пришельцев

Грань будущего / Edge of Tomorrow (2014)
Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 7,9

На Землю нападают инопланетяне, которых военные зовут мимиками и противостоять которым становится день ото дня всё труднее – даже закованные в экзоскелеты отборные солдаты регулярно терпят неудачу за неудачей. Майор Уильям Кейдж – обычный армейский пресс-секретарь, которого начальство неожиданно отправляет в самое пекло наступательной операции. Уильям – не самый храбрый парень, да и воевать он толком не умеет. Это приводит к закономерному исходу – во время высадки Кейдж гибнет… чтобы очнуться утром в день операции, который он теперь будет проживать раз за разом. Впрочем, может быть, это не просто насмешка судьбы, а возможность нанести пришельцам ощутимый урон?

Даг Лаймон («Идентификация Борна», «Мистер и миссис Смит») – специалист по качественному и зрелищному экшну. А если примешать к блокбастеру идею «дня сурка», то на выходе можно получить гремучую смесь. Приправить видением оскароносного оператора Диона Биби, украсить актёрскими работами Тома Круза и Эмили Блант – изысканное блюдо, сочетающее изобретательную, что нынче большая редкость, фантастику, головоломный боевик и острый, с чернецой юмор, готово!

«Гравитация»: выжить в космосе и вернуться на Землю, лишившись корабля

«Гравитация»: выжить в космосе и вернуться на Землю, лишившись корабля

Гравитация / Gravity (2013)
Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,4

Астронавтка Райан Стоун и её напарник Мэтт Ковальски попадают в облако космического мусора и постепенно теряют корабль – лететь дальше на нём нельзя, но и вернуться на Землю невозможно. Стоун и Ковальски решают попытаться спастись на Международной Космической Станции, но она также пострадала от мусора и покинута космонавтами. Однако повреждённый корабль «Союз» может долететь до китайской станции Тянгун. Отступать некуда – либо у астронавтов получится спуститься на Землю, либо придётся на неё упасть…

Детище Альфонсо Куарона невозможно игнорировать хотя бы по той причине, что очень редко фантастические фильмы демонстрируются на фестивалях, а после получают, помимо иных наград, семь премий Оскар и одиннадцать BAFTA. Остросюжетный технотриллер, больше половины которого оживляет высококлассная компьютерная графика, схвачен троекратно оскароносным оператором Эммануэлем Любецки. Героев, чьё положение постоянно ухудшается до отчаянного положения синергично оживил дуэт Сандры Буллок и Джорджа Клуни.

«Аватар»: примерить на себя кожу инопланетянина

«Аватар»: примерить на себя кожу инопланетянина

Аватар  / Avatar (2009)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,9

Исчерпав земные ресурсы и совершив технологический скачок люди начинают искать возможности добычи необходимых ресурсов на других планетах. Одной из таких планет становится невероятно богатая Пандора, населённая голубокожими гуманоидами нави, находящимися на низкой технической ступени развития. Для того, чтобы исследовать планету, люди создали копии аборигенов, к которым подключают человеческое сознание. Парализованный ниже пояса ветеран Томми получает приглашение участвовать в программе после гибели его брата-близнеца. Он не только получит возможность вновь встать на ноги, но также изучить невероятную природу Пандоры, познакомиться с нави и задуматься о том, что они, возможно, ничем не хуже, а в чём-то и лучше людей…

Гениальность Джеймса Кэмера в постановке массового, в лучшем смысле слова зрительского кино была доказана и «Титаником» и «Терминатором», но всё ждали его возвращения на большие экраны после более чем десятилетнего молчания. И «Аватар» окупил все ожидания сполна, собрав почти три миллиарда долларов в прокате, получив девять номинаций на Оскар и три статуэтки. Технологический прорыв в спецэффектах, специально созданный для фильма язык нави, шесть лет работы над проектом стали залогом успеха картины, которая, ещё только выйдя на экраны, стала классикой фантастики.

«Кловерфилд, 10»: спасительный бункер на случай апокалипсиса

«Кловерфилд, 10»: спасительный бункер на случай апокалипсиса

Кловерфилд, 10 / 10 Cloverfield Lane (2016)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 6,9

Поссорившись с парнем, девушка Мишель покидает город, но попадает в автокатастрофу. Приходит в себя она в каком-то подвале, прикованной к кровати. Мишель пытается сбежать, но внушительных габаритов похититель Говард не оставляет ей шанса. Впрочем, он убеждает Мишель, что та находится в бункере, который Говард готовил на случай вторжения пришельцев. Вторжение случилось, пока девушка была без сознания, а теперь бункер перешёл в автономный режим и покинуть его нельзя. Кроме хозяина в бункере также оказался странноватый паренёк Эммет, ранее участвовавший в строительстве убежища. Но Говард с каждым днём всё сильнее напоминает Мишель сумасшедшего параноика-похитителя и она начинает сомневаться было ли вторжение на самом деле…

Дэн Трахтенберг выступил с весьма запоминающимся режиссёрским дебютом, впрочем, глупо было бы игнорировать направляющую руку такого профи как Дж. Дж. Абрамс, ставшего продюсером фильма и небезызвестного теперь Дэмьена Шазелла, участвовавшего в написании сценария. Из блестящих актёров (Мэри Элизабет Уинстед, Джон Гудман, Джон Галлахер-младший) выжат максимум, что придаёт камерной картине внутреннюю энергию и убедительность. На выходе у создателей получился психологически выверенный «герметичный» триллер, предлагающий зрителю весьма нестандартную историю.

«Области тьмы»: секретный наркотик активирует скрытые возможности мозга

«Области тьмы»: секретный наркотик активирует скрытые возможности мозга

Области тьмы / Limitless (2011)
Рейтинг IMDb: 7,4; Кинопоиска: 7,9

Эдди Морра – не слишком удачливый писатель с проблемами по всем жизненным фронтам. Но всё неожиданно меняет встреча с дальним родственником Верноном, который даёт Эдди попробовать некие полусекретные наркотики, заставляющие мозг работать, как никогда прежде. Страдающий от депрессии и полного равнодушия к жизни Эдди предложение принимает, но эффект оказывается в разы сильнее чем на словах – теперь он чувствует себя чуть ли не богом. Но всякий наркотик имеет свойство затягивать, а чем более наркотик редок, тем дороже стоит. Впрочем, жизнь Эдди, благодаря обретённым способностям, стартует с места в карьер(у) и он, не желая отступать, ныряет в бездну дурмана, несмотря на побочные эффекты и слежку…

Нил Бёргер весьма успешно справился с экранизацией одноимённого романа-бестселлера от Алана Глинна, выдав на-гора триллер, который в том числе изящно подталкивает к размышлениям о пирамиде ценностей Маслоу, предлагая ответить на вопросы: что нужно, чтобы сделать человека счастливым и есть ли вообще предел нашим желаниям? Нельзя не отметить очень органичную работу исполнителя главной роли Брэдли Купера и актёров на вторых ролях – Роберта Де Ниро, Эндрю Ховарда, Эбби Корниш и других.

«Сигнал»: в погоне за сигналом таинственного хакера

«Сигнал»: в погоне за сигналом таинственного хакера

Сигнал / The Signal (2014)
Рейтинг IMDb: 6,1; Кинопоиска: 5,2

Три студента-технаря Хейли, её парень Ник и их друг Джон путешествуют на машине. Остановившись в одной из гостиниц, они неожиданно обнаруживают в сети таинственного хакера NOMAD, который ранее очень сильно подставил друзей. Взломав секрет и уничтожив сервера, хакер добился того, что их отчислили из университета. NOMAD демонстрирует друзьям, что видит их при помощи их же собственной камеры. В ответ на это друзья решают выследить хакера. В доме, куда приводят их следы, парни обнаруживают лишь опустевшую серверную, а вернувшись к машине понимают, что Хейли ушла. Позднее, с трудом найденная впотьмах девушка буквально взлетает и растворяется в ночном небе…

Начинающий режиссёр Уильям Юбэнк снял весьма необычный фантастический фильм, удостоившийся премьеры на фестивале Сандэнс и тёплых отзывов от ценителей жанра. И всё это, несмотря на скромный по меркам фантастики бюджет – картина «берёт» зрителя выверенной режиссёрской интонацией, деликатной операторской работой и неспешно-нескучным повествованием. Каст фильма составили Брентон Туэтес, Оливия Кук, Лоуренс Фишборн, Лин Шей и другие.

«Перспектива»: связанные против воли бандит и похищенная им девочка выживают на непригодной для жизни планете

«Перспектива»: связанные против воли бандит и похищенная им девочка выживают на непригодной для жизни планете

Перспектива / Prospect (2018)
Рейтинг IMDb: 6.1; Кинопоиска: 6.1

В центре сюжета находится история дочери и отца, которые отправляются на далёкую планету в поисках драгоценных ископаемых. Узнав о месторождении, они понимают, что инопланетный лес кишит охотниками за сокровищами. И, так получается, что дочь оказывается в связке с одним из нечистых на руку бандитов. Им предстоит не только преодолеть взаимную ненависть, чтобы выжить, но и добраться-таки до вожделенных ископаемых, в погоне за которыми они потеряют больше, чем найдут…

Прославившийся благодаря «Игре престолов» и сериалу «Наркос» Педро Паскаль вместе с дебютанткой Софи Тэтчер создают отличный дуэт, являющийся жемчужиной этого научно-фантастического фильма. Назвать этот проект совсем уж бюджетным язык не повернётся – здесь есть место и неплохой графике и Паскаль вряд ли работает бесплатно – но у него есть дух, проявляющийся через использование натурных съёмок, а также тщательной работе костюмеров и реквизиторов. Картину Кристофера Колдуэлла и Зика Эрла вообще можно назвать ретрофутуристической в лучшем смысле этого слова – в ней есть что-то от классических фильмов зари НФ-кинематографии вроде советской «Планеты бурь» или американской «Запретной планеты». Это захватывающее, напряжённое, пронизанное психологизмом кино о человеческих страстях, которые преследуют людей даже далеко за пределами Земли.

«К звёздам»: опасное путешествие на край Галактики в поисках отца

«К звёздам»: опасное путешествие на край Галактики в поисках отца

К звёздам / Ad Astra (2019)
Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,3

Майор Рой Макбрайд обладает буквально идеальным для астронавта набором качеств – он невероятно вынослив и прекрасно умеет себя контролировать. Впрочем, выбирают его для секретной и опасной миссии совсем не поэтому – дело в том, что отец Макбрайда много лет назад отправился во главе исследовательской группы проекта «Лима». Корабль послал сигнал тревоги и замолчал, но теперь по галактике одна за другой прокатывались волны мощнейшего импульса, который могла породить оставленная на нём установка. Чтобы остановить вспышки и разобраться в том, что же именно произошло на корабле Макбрайд отправляется в далёкое путешествие, которое окажется куда сложнее, чем ожидалось…

Джеймса Грэя сложно назвать режиссёром развлекательного кино – премьеры его картин регулярно проходят в Каннах, а одна из них получила Серебряного льва на Венецианском фестивале. Грэй славится тем, что умеет вносить в традиционные жанровые сюжеты, будь то криминальная драма или историческое кино, авторское видение, позволяя им заиграть разными красками. Поэтому «К звёздам» – настолько же фантастика, насколько «Апокалипсис сегодня» – военная драма.

Сравнение это неслучайно, ведь, кажется, источник вдохновения у двух этих непохожих картин один – повесть «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, повествующая о том как современный человек далёк и близок одновременно к первобытной дикости. За блестящий визуальный стиль картины (и речь тут не про спецэффекты) ответственен оператор последних картин Кристофера Нолана Хойте Ван Хойтема. Главные роли исполнили не нуждающиеся в представлениях Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Лив Тайлер и Дональд Сазерленд.

«Эквилибриум»: столкновение мысли и чувства в антиутопичном мире

«Эквилибриум»: столкновение мысли и чувства в антиутопичном мире

Эквилибриум / Equilibrium (2002)
Рейтинг IMDb: 7,4; Кинопоиска: 7,9

Главный герой картины, Джон Престон – высокопоставленный клирик, аналог агента тайной полиции, который следит за порядком в стране, воздвигнутой на обломках почившей в Третьей мировой цивилизации. Дабы избежать повторения трагической войны, люди согласились подавлять свои эмоции при помощи фармакологии, а всё что может пробудить в них чувственность – книги, картины, музыкальные пластинки – безжалостно уничтожается. Впрочем, даже самый приближенный к власти «винтик» однажды может задуматься о том, что происходящее вокруг глубоко неправильно…

Вселенная «Эквилибриума» чем-то напоминает одновременно главные антиутопии 20-го века. Одинаковые невзрачные костюмы, атмосфера тотальной слежки и пятиминутки ненависти отсылают к «1984» Оруэлла, охота за предметами искусства и их безжалостное аутодафе – поклон «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, а подавление инстинктов таблетками – аллюзия на пилюли из романа «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

Но к вышеперечисленному режиссёр и сценарист Курт Уиммер примешивает танцевально-срежиссированные (но при этом в кои-то веки не являющиеся калькой на азиатские боевики) экшн-сцены и эстетику дистопично-утопичного киберпанка, смешивая не слишком глубокомысленную антиутопию с развлекательным кино. А меткий актёрский каст (Кристиан Бейл, Эмили Уотсон, Шон Бин) оживляет эту необычайную конструкцию.

«Район №9»: путешествие по инопланетному гетто на Земле

«Район №9»: путешествие по инопланетному гетто на Земле

Район №9 / District 9 (2009)
Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 7,7

В этой, выбивающейся из ряда похожих сюжетов о первом контакте картине, инопланетяне не являются сверхсильными или чрезвычайно разумными. Их огромный корабль, видимо потерпев крушение, зависает над южноафриканским Йоханнесбургом, а перепуганные, хотя порой и вполне опасные насекомообразные инопланетяне разбегаются по округе. Растерянные люди, не зная что делать с кораблём и его командой, сгоняют всех в огромное гетто, порой похожее на криминальные фавелы, а порой на концентрационный лагерь. Главный герой картины Викус получает задание подготовить переселение инопланетян и отправляется со съёмочной группой внутрь опасного района, не представляя, как круто изменится его жизнь…

«Район №9», если и не заслуживает звания одного из лучших научно-фантастических фильмов в истории, то определённо заслуживает звание одного из самых необычных. Режиссёр-дебютант Нил Бломкамп под покровительством самого Питера Джексона замешивает коктейль из псевдодокументалистики, экшна, драмы, которые прекрасно уживаются вместе, затрагивая вопросы актуальные для любого современного человека. Тут есть и глубокий социальный комментарий об отверженных – будь то беженцы или просто бедняки, размышление о том, что важнее: убеждения или закон etc. Фильм собрал внушительную кассу, прославив режиссёра и сценариста Блокампа (работать над сюжетом ему помогал известный писатель-сатирик Терри Пратчетт), а также исполнителя главной роли Шарлто Копли.

«Пиджак»: провалы в памяти, как возможность перемещаться во времени

«Пиджак»: провалы в памяти, как возможность перемещаться во времени

Пиджак / The Jacket (2004)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,7

Джек, воевавший в Ираке и комиссованный после тяжёлого ранения в голову, возвращается домой. В «наследство» ему достаются регулярные провалы в памяти. На дороге Джек встречает девочку Джеки и её мать-наркоманку, оставляя девочке свой армейский жетон, а после садится в попутку, чтобы прийти в себя уже в суде, где его обвиняют в убийстве остановившего машину шерифа. Но что если провалы в памяти – не только проклятие, но и возможность, например, попасть в будущее…

«Пиджак» без назидательности, на первый взгляд смешивая «Эффект бабочки» с «Пролетая над гнездом кукушки» (на самом деле источником вдохновения создателям служил роман Джека Лондона), оказывается неторопливой и нескучной одновременно психологической драмой, которая без морализаторства и назидания предлагает зрителю подумать о том, насколько ломка наша реальность и что даже в самых сложных условиях можно оставаться человеком.

Фильм провалился в прокате, что вернуло режиссёра Джона Мейбери к работе над, пусть и знаковыми, но сериалами, однако стал культовым в рядах ценителей необычного кино. Звёздный оскароносный каст, где отметились Эдриен Броуди, Кира Найтли, Дженнифер Джейсон Ли и Дэниел Крейг – выше всяких похвал. Оператор Дэвида Линча Питер Демиг прекрасно передаёт ненормальное состояние героя и странность окружающей его действительности, а подчёркивает всё вышеперечисленное саундтрек от Брайана Ино.

«Игра Эндера»: один одарённый мальчик против целого инопланетного нашествия

«Игра Эндера»: один одарённый мальчик против целого инопланетного нашествия

Игра Эндера / Ender's Game (2013)
Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,6

В далёком будущем человечество сталкивается с опасной и недружелюбной расой жукеров и для руководства новой наступательной операцией, открывают массовый набор… детей. Эндер Виггин также отправляется на отбор (старший брат мальчика был забракован за жестокость, а младшая сестра за чрезмерное добродушие), который с успехом проходит. Под руководством полковника Гаффа, пророчащего Эндеру командование всей операцией, и героя прошлой войны с жукерами Мэзера Ракхейма, мальчик тренирует свою сноровку на реалистичнейших тренажёрах в виртуальной реальности, не зная пока главной тайны этой войны…

Получивший Оскар за лучший фильм на иностранном языке, Гэвин Худ проделал долгий путь от психологических драм до высокобюджетных блокбастеров, знаковое место среди которых занимает «Игра Эндера» – экранизация популярнейшего одноимённого романа Орсона Скотт Карда. Помимо режиссуры и крепкого литературного первоисточника, по которому Худ сам написал сценарий, картина выделяется стильным визуалом и ярким кастом. Подающего большие надежды молодого актёра Эйса Баттерфилда поддержали такие мастодонты кинематографа как Харрисон Форд, Бен Кингсли и Виола Дэвис.

«Марсианин»: суровое выживание на безлюдном Марсе в ожидании подмоги

«Марсианин»: суровое выживание на безлюдном Марсе в ожидании подмоги

Марсианин / The Martian (2015)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,7

В центре сюжета «Марсианина» ботаник Марк Уотни – один из членов, попавшей в песчаную бурю Марсианской экспедиции. Все кроме Марка успевают эвакуироваться на корабле, он же остаётся один на негостеприимной красной планете. Чтобы выжить ему предстоит связаться с Центром и, что гораздо сложнее, обеспечить себя запасом питания. В ход пойдёт всё – древний заброшенный марсоход, семена экспериментальных растений и даже естественные удобрения. Но когда кажется, что жизнь налаживается Марс подкидывает Марку новые неприятности.

Картина была очень тепло принята фанатами фантастики – дело в том, что автор одноимённого литературного первоисточника Энди Вейер серьёзно увлекается реальными научными исследованиями и техническими разработками, что позволило ему создать максимально достоверный мир романа. Прибавьте к этому мастодонта кинофантастики Ридли Скотта, маститый актёрский состав (Мэтт Деймон, Джессика Честейн, Чиветел Эджиофор, Кристен Уиг, Майкл Пенья, Кейт Мара, Шон Бин), отличную работу над декорациями и визуальными эффектами… Неудивительно, что на выходе получилось неглупое и захватывающее кино, воспевающее силу знания, важность отдельно взятой личности и одновременно необходимость дружбы и взаимовыручки.

«Особое мнение»: каково быть полицейским в мире, где нет убийств

«Особое мнение»: каково быть полицейским в мире, где нет убийств

Особое мнение / Minority Report (2002)
Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 7,7

Джон Эндертон занимает должность капитана полиции в отделе профилактики преступлений, благодаря которому в городе не происходит буквально ни одного убийства. Всё дело в трёх «провах», которые способны видеть будущее и приводить полицейских к преступникам, даже пока не подозревающим, что они вот-вот совершат кровопролитие. Но в один из дней обыденный порядок вещей подвергается сомнению – приблизившись к девушке-«прову», Джек улавливает обрывок подозрительного «воспоминания» об убийстве. Попытка узнать почему это видение повторяется раз за разом, заставляет капитана взглянуть на свою работу под новым углом и выступить против ценностей, которые он прежде ревностно оберегал…

Что будет, если взять литературную основу в виде повести величайшего провидца-фантаста Филипа Дика и отдать её в адаптацию такому голливудскому киносупермену, как Стивен Спилберг? Ответ очевиден – невероятно запутанная, динамичная история, затрагивающая вопросы предопределённости будущего и презумпции невиновности. Главные роли исполнили не нуждающиеся в долгих представлениях Том Круз, Макс фон Сюдов, Колин Фаррел, Саманта Мортон. За камеру взялся постоянный оператор Спилберга Януш Каминский, а музыку к фильму написал легендарный Джон Уильямс. Благодаря всем вложенным усилиям, фильм троекратно окупился в прокате и был весьма тепло принят ценителями фантастики.

«Послезавтра»: ужасающие последствия глобального потепления

«Послезавтра»: ужасающие последствия глобального потепления

Послезавтра / The Day After Tomorrow (2004)
Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 7,6

Главный герой «Послезавтра» Джек Холл – учёный, специализирующийся на проблемах климата с трибуны ООН предупреждает мировую общественность о наступлении нового ледникового периода, вызванного действиями человека. Несмотря на убедительный доклад и пугающие перспективы, слова Холла остаются без внимания. Следом за этим происходит ряд катаклизмов, складывающихся в катастрофу планетарного масштаба – Нью-Йорк смывает цунами, в Лос-Анджелесе бушуют торнадо, Токио разбивает огромный град, в Индии выпадает снег. Но настоящий кошмар ещё впереди…

Фильм мастера голливудских высокобюджетных блокбастеров Роланда Эммериха («День независимости», «Годзилла») во-многом предвосхитил экологический тренд в фантастике, год от года становящийся более актуальным. При этом фильм оказался просто захватывающим в хорошем смысле слова аттракционом, сделав огромную кассу в прокате. Главные роли в картине исполнили Деннис Куэйд, Джейк Джилленхол, Эмми Россум, Иэн Холм и другие.

«Она»: история об одиночестве, которое излечила любовь к компьютерной программе

«Она»: история об одиночестве, которое излечила любовь к компьютерной программе

Она / Her (2013)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

В недалёком будущем технологии в области искусственного интеллекта совершили существенный скачок. Писатель Теодор Тумбли купил наделённую невероятно развитым мышлением операционную систему для своих устройств. Он очень одинок, но неожиданно находит отдушину в общении с программой, которая разговаривает очень приятным женским голосом и откликается на имя Саманта. Сначала она становится советчиком Теодора, помогая в сложном бракоразводном процессе, после – другом, пытаясь восстановить общение Теодора с другими людьми. Постепенно их странная, на первый взгляд невозможная связь перерастает во что-то большее…

Спайк Джонз («Быть Джоном Малковичем») – режиссёр глубоко самобытный, никогда не повторяющийся и неизменно удивляющий зрителей и критиков. Так случилось и с картиной «Она», которая получила в том числе Оскар за лучший оригинальный сценарий. Это большое и проникновенное размышление о природе одиночества и важности простого человеческого общения. Хоакин Феникс создал один из самых необычных и трогательных образов в своей фильмографии, Саманту одним только голосом безупречно сыграла Скарлетт Йоханссон, роли второго плана примерили на себя Эми Адамс и Крис Прэтт. Весьма необычные визуальные решения предложил для фильма постоянный оператор Кристофера Нолана Хойте Ван Хойтема.

«Первому игроку приготовиться»: невероятные приключения в гиканутом виртуальном мире

«Первому игроку приготовиться»: невероятные приключения в гиканутом виртуальном мире

Первому игроку приготовиться / Ready Player One (2018)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,4

Действие фильма разворачивается в середине 21-го века. Большинство людей живут в трущобах, но настоящая жизнь для них начинается, когда они облачаются в костюмы виртуальной реальности и переносятся в незабываемо-красивый, полный отсылок к поп-культуре (от «Терминатора» до «Сияния», от «Звёздного пути» до «Назад в будущее») и приключений мир. Подросток Уэйд Уоттс также предпочитает проводить время за решением загадок, которые оставил игрокам создатель виртуальности Джеймс Холлидей. Впереди Уэйда ждёт знакомство с необычной командой, головоломные гонки, пугающие загадки и противостояние с весьма могущественным соперником…

В этот раз Стивен Спилберг взялся за экранизацию одноимённого романа Эрнеста Клайна и чутьё его не подвело – напичканный донельзя экшном и ностальгическими отсылками к выдающимся фильмам и играм «Первому игроку приготовиться» попал зрителям прямо в сердце, троекратно окупив немалый производственный бюджет. Главные роли достались Таю Шеридану, Оливии Кук, Бену Мендельсону и Саймону Пеггу. При помощи сплочённой команды Спилберг в очередной раз подарил зрителям невероятный аттракцион, чистый синтез фантастическо-приключенческого удовольствия.

«Хроники Риддика»: безжалостный убийца становится защитником галактики

«Хроники Риддика»: безжалостный убийца становится защитником галактики

Хроники Риддика / The Chronicles of Riddick (2004)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 7,4

Риддик – опаснейший преступник галактики, который пять лет находится в бегах. Но никто не может скрываться вечно, и очередные охотники за головами заставляют его вернуться на один из центров цивилизации – планету Гелион. Тем временем она подвергается вторжению непобедимой армады некромонгеров. Их Лорд-Маршалл не боится никого, кроме последнего уцелевшего из расы фурианцев, которым и оказывается Риддик. Чтобы скрыться, последнему предстоит попытаться добраться до выжженной солнцем планеты Крематория. Впрочем, быть может, нападение – это лучшая защита?

Режиссёр Дэвид Туи первым же фильмом о Риддике «Чёрная дыра» сделал фигуру неординарного преступника культовой. И даже относительно небольшие кинотеатральные сборы «Хроник Риддика» с лихвой компенсировали благодаря продажам ди-ви-ди среди фанатов серии, обеспечив триквел. Кроме того, появились вполне успешные новеллизация, мультфильм и компьютерная игра по мотивам. Можно с уверенностью говорить, что без Вина Дизеля, воплотившего образ молчаливого, но донельзя харизматичного убийцы, он точно был бы неполным. В «Хрониках» компанию ему составили блистательная Джуди Денч, брутальный Карл Урбан, соблазнительная Тэнди Ньютон и зловещий Колм Фиори. Всё вышеперечисленное делает сагу о Риддике блестящим образчиком боевой фантастики.

«Пекло»: спасти Солнце, взорвав его и не ослепнув

«Пекло»: спасти Солнце, взорвав его и не ослепнув

Пекло / Sunshine (2007)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,3

В середине 21-го века Солнце постепенно угасает. Земля замерзает и предпринимает отчаянную попытку спастись – к светилу отправлен корабль с говорящим названием «Икар-II», который должен, максимально приблизившись, бомбардировать его. Взрыв должен запустить цепную реакцию и вернуть Солнце к жизни. Корабль защищён от всесжигающих лучей сложной системой зеркал, только вот дело в том, что первый «Икар» пропал, так и не выполнив свою задачу. Команда второго корабля не должна выяснять причину этой неудачи, но внезапная нештатная ситуация вынуждает их искать материалы на необитаемом на первый взгляд корабле предшественников. Тем временем жар от Солнца становится просто нестерпимым…

Ради работы над «Пеклом» вновь сошлись режиссёр Дэнни Бойл и тогда ещё бывший лишь писателем и сценаристом Алекс Гарленд. Вместе они создали один из самых неординарных космических триллеров, где вместо узких тесных коридоров и непроглядной темноты ночи зрителю предлагают огромные иллюминаторы и ярчайший солнечный свет. Команда корабля выглядит максимально живой благодаря отличной игре Киллиана Мёрфи, Роуз Бирн, Криса Эванса, Мишель Йео и Марка Стронга.

«Меняющие реальность»: встреча, назначенная судьбой

«Меняющие реальность»: встреча, назначенная судьбой

Меняющие реальность / The Adjustment Bureau (2011)
Рейтинг IMDb: 7,0; Кинопоиска: 7,4

Дэвид Норрис – преуспевающий конгрессмен, которого в одночасье выбивает из предвыборной гонки опубликованный компромат. Вдохновляет его краткая и случайная встреча с загадочной девушкой Элизой, благодаря которой Норрис на выступлении находит нужные слова. После скромного поцелуя они расстаются без надежды на встречу в огромном городе. Тем не менее, несмотря на попытки помешать им со стороны странных мужчин в шляпах, однажды Дэвид и Элиза всё-таки встречаются в салоне автобуса. Разговорившись, они обмениваются телефонами, впрочем, сразу после разговора конгрессмена похищают из собственного кабинета. Некий Ричардсон из команды людей в шляпах говорит, что молодые люди нарушили вселенский план – им нельзя было встречаться во второй раз. Но так уж выходит, что судьба сталкивает молодых людей снова и снова, а Дэвид не горит желанием подчиняться могущественным незнакомцам…

«Меняющие реальность» – одновременно увлекательная картина на стыке мелодрамы и фантастического триллера, которая при этом нет-нет да и заставит зрителя задуматься о силе судьбы и безуспешности попыток сокрушить её собственными планами. Вдохновил Джорджа Нолфи на написание сценария и постановку дебютного фильма рассказ блистательного Филипа Дика, а характеры примерили на себя не менее блистательные Мэтт Дэймон, Эмили Блант, Энтони Маки и Теренс Стэмп. Умение балансировать между развлекательным фильмом и кинематографом идей принесло создателям как любовь публики, так и признание критиков.

«Платформа»: голод, как главная проверка на человечность

«Платформа»: голод, как главная проверка на человечность

Платформа / The Platform (2019)
Рейтинг IMDb: 7,0; Кинопоиска: 7,4

Главный герой фильма по имени Горенг приходит в себя в бетонной камере с дырой в полу и потолке; цифра сорок восемь на стене обозначает этаж, на котором он находится. Кроме самого Горенга в камере находится его сосед Тримагаси, который объясняет новоприбывшему правила игры. Ежедневно сквозь дыру в потолке спускается платформа с едой, откуда поочерёдно едят все этажи. На первых этажах живут вольготно, не церемонясь и перебирая едой, на последних – умирают с голода и бросаются в крайность каннибализма. Вот и Тримагаси проводит дни, многозначительно затачивая свой нож. Сам Горенг же предпочёл взять с собой в камеру томик «Дон Кихота». В конце концов, как всякий идеалист, он решает попробовать изменить бесчеловечную систему…

«Платформа» – один из самых смелых фантастических фильмов за последнее десятилетие, а, быть может, и больше. В нём гораздо больше от «левых» картин режиссёров Новой французской волны, но с поправкой на то, что ни одна идеология в контексте фильма не выглядит лучшей и в принципе правомочной. Это жестокое в своей правдивости высказывание о человеческой природе, какое, например, вынес Оруэлл в своём великом романе «1984». Первым полнометражным фильмом испанский режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия заявил о себе на весь мир. В обёртке фантастического триллера, доходящего порой до хоррорного напряжения, зрители и критики получили горькую философскую притчу, пронзительную и неизменно актуальную.

«Обливион»: раскрыть тайны обезлюдевшей Земли

«Обливион»: раскрыть тайны обезлюдевшей Земли

Обливион / Oblivion (2013)
Рейтинг IMDb: 7,0; Кинопоиска: 7,2

Действие «Обливиона» происходит в 2077-м году, на практически уничтоженной и непригодной для жизни Земле. Причиной гибели планеты и бегства людей сначала на космическую станцию Тет, а после и на Титан стало вторжение инопланетян. Вторжение было отбито, но это нанесло Земле непоправимые потери. Теперь на ней располагаются лишь изредка атакуемые остатками инопланетян-падальщиков станции по выработке термоядерной энергии. За ними-то и следит главный герой картины, бывший морпех Джек Харпер. Смена Джека и его напарницы Виктории уже подходит к концу, но Харперу, чья память ранее была стёрта в интересах безопасности, снится повторяющийся сон, где он встречается с красивой незнакомкой. Как водится, последовавшая встреча с той самой незнакомкой разделит жизнь Джека на «до» и «после».

Режиссёр ремейка-сиквела классического «Трона» Джозеф Косински взялся за экранизацию собственной графической новеллы и не прогадал – получилось минималистично-стильное, драматичное и нескучное кино на стыке приключенческого боевика и антиутопии. В нём найдётся место и небольшой личной истории героя, и сражениям автоматизированных дронов, и неожиданному повороту в финале. Оператором картины стал оскаровский номинант Клаудио Миранда, а в главных ролях отметились такие звёзды блокбастеров как Том Круз, Ольга Куриленко, Морган Фримен и Николай Костер-Вальдау.

«Связь»: компания двойников, комета Миллера, психологическая дуэль

«Связь»: компания двойников, комета Миллера, психологическая дуэль

Связь / Coherence (2014)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,0

Шестеро друзей собираются в загородном доме, но их вечеринку портит внезапно выключившееся электричество; также пропадает мобильная связь, а у некоторых даже лопаются стёкла на мобильных телефонах. Друзья связывают происходящее с новостью о приближении кометы Миллера. Двое друзей решают попробовать поймать связь снаружи и находят дом, где свет пока горит. Заглянув в окно, они видят там… самих себя – всю их компанию в сборе. Также друзья находят чемоданчик внутри которого лежит теннисная ракетка и сделанные этим же вечером исподтишка фотографии их встречи. Друзья решаются написать записку и отнести к дому «двойников», но в это же мгновение кто-то оставляет у них за дверью идентичную записку…

Джеймсу Уорду Биркиту удалось за пять вечеров и пятьдесят тысяч долларов снять в собственном доме кино, о котором студии с миллионными бюджетами мечтают годами. Режиссёр доказал: нет нужды в сложных спецэффектах и декорациях, если у тебя есть блестящая идея. Картина выходит за рамки собственно фантастического жанра, заставляя героев в духе классической драматургии проявить свои лучшие и худшие качества, столкнуть характеры и по-триллерному сплести судьбы, после чего огорошить наконец зрителя неожиданным финалом.

«Из машины»: настоящие чувства против искусственного интеллекта

«Из машины»: настоящие чувства против искусственного интеллекта

Из машины / Ex Machina (2014)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,0

Главного героя картины, программиста по имени Калеб приглашает в свой уединённый дом его шеф Нейтан. По приезде гость узнает, что ему предстоит стать частью эксперимента по тестированию новейшей разработки Нейтана – андроида, наделённого искусственным интеллектом, воплощённого в миловидную девушку Аву. Шеф не просит Калеба угадывать андроид перед ним или живой человек – он сразу выкладывает карты на стол, но предлагает проверить сможет ли Ава убедить гостя, что она умеет по-настоящему мыслить. При этом Нейтан всё же позволил себе сжульничать, подстроив женственного андроида под индивидуальные предпочтения Калеба. Впрочем, знай он чем всё это обернётся…

Алекс Гарленд, бывший до этой картины писателем и сценаристом («Пляж», «Пекло»), выжал из режиссёрского дебюта всё, что мог – картина была тепло принята зрителем, а также заслужила множество номинаций и наград, в том числе Оскар за лучшие визуальные эффекты. При этом фильм отнюдь не блокбастер – это скорее камерный психологический триллер, который добивается своего изящными сценарными решениями, а не схватками и взрывами. Мал и актёрский состав, но каждое имя в нём на вес золота: Донал Глисон, Оскар Айзек и Алисия Викандер создали магнетически-взаимодополняемый треугольник. Всё вместе буквально завораживает зрителя, заставляя его ждать развязки с удвоенной силой.

«Пандорум»: полёт корабля поколений, вышедший из-под контроля

«Пандорум»: полёт корабля поколений, вышедший из-под контроля

Пандорум / Pandorum (2009)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 7,0

Капрал Нолан Бауэр приходит в себя после анабиоза и пытается вспомнить кто он, где и почему находится. На некоторые вопросы ответить просто, например – узнать собственное имя и догадаться, что он находится на космическом корабле. Но гораздо сложнее понять, что случилось с самим кораблём, который выглядит запущенным и заброшенным. Больше того, по его коридорам скользят страшные твари, совсем не похожие на людей. Вскоре выходит из анабиоза и лейтенант Пейтон, который должен был принять вахту позднее. Кроме него, пробираясь к ядерному реактору тёмными запущенными коридорами, Нолан встречает и других людей, правда куда более похожих на обитателей джунглей, чем на команду корабля…

«Пандорум» – тот редкий случай, когда важно не только имя режиссёра Кристиана Альварта, но и имя продюсера, которым стал создатель культового космохоррора «Сквозь горизонт» Пол У.С. Андерсон. Влияние последнего чувствуется и в нетривиальной подаче сюжета, и в давящей мрачной атмосфере. Картина ежесекундно заставляет переживать за героев, порой откровенно пугает, но неизменно держит под контролем все центры интереса зрителя, чтобы ошеломить его неожиданной концовкой. Фильмов про корабль поколений снято не так уж мало, но «Пандорум» выгодно выделяется на их фоне. Способствует этому и крепкий каст, в который затесались Бен Фостер, Деннис Куэйд, Норман Ридус, Кэм Жиганде, Антье Трауэ и другие актёры.

«Война миров»: спасти свою семью от марсианского нашествия

«Война миров»: спасти свою семью от марсианского нашествия

Война миров / War of the Worlds (2005)
Рейтинг IMDb: 6,5; Кинопоиска: 7,1

Рэй Ферриер – обычный докер-крановщик из Нью-Йорка. Бывшая жена, уехав, оставила с Рэем их детей – маленькую Рэйчел и подростка Робби. Отношения у отца с сыном довольно натянутые, что приводит к ссоре – Робби уходит из дома, а позднее Рэй собирается на его поиски. В этот момент ночное небо прорезают непохожие на молнии электрические вспышки, а следом гаснет свет во всём районе. В довершение всего из-под земли прорываются гигантские треножники, уничтожающие смертельными лучами всё вокруг. Получается, что люди не заметили инопланетное вторжение и теперь, в декорациях заведомо проигранной войны Рэю предстоит попытаться спасти и защитить собственных детей…

И вновь Стивен Спилберг врывается в список со своей картиной, на этот раз основанной на вечной классике – одноимённом романе Герберта Уэллса, который будоражит сердца и умы уже более ста лет. Но, сделав поправку на время, Спилберг сумел органично адаптировать историю под современные типажи и реалии, не уничтожая при этом атмосферу оригинала. За меткое музыкальное сопровождение ответственен композитор «Звёздных войн» и «Гарри Поттера» Джон Уильямс. Главные роли исполнили Том Круз, юная тогда ещё Дакота Фэннинг, Джастин Чэтвин, Миранда Отто и Тим Роббинс.

«Вход в никуда»: трое незнакомцев в очень странном лесу

«Вход в никуда»: трое незнакомцев в очень странном лесу

Вход в никуда / Enter Nowhere (2011)
Рейтинг IMDb: 6,5; Кинопоиска: 6,8

В этой картине причудливо сходятся в одну точку три непохожих судьбы. Саманта ехала с мужем к родственникам, но он вышел из машины и пропал в лесу. Девушка отправилась искать мужа и наткнулась на дом, где встретила Тома. Том также ехал по дороге, но попал в аварию и, не сумев вытащить машину из кювета, устроился в этом домике. Джоди вместе с её парнем промышляли мелкими грабежами, умело обращаясь с оружием. Во время ссоры парень выкинул её из машины, и она израненная нашла дорогу к хижине. Вскоре трое молодых людей поймут, что выбраться из этого места очень непросто, ведь привычная им реальность здесь работает по-другому и даже время течёт иначе…

Дебютный фантастический триллер Джека Хеллера сразу привлёк внимание ценителей жанра. Без особенных спецэффектов, красочных инопланетных пейзажей и всевозможных монстров, картина сумела стать свежим дуновением среди поделок из избитых фантастических клише. Главные роли в картине исполнили Скотт Иствуд (да-да, сын того самого Иствуда), Кэтрин Уотерсон и Сара Пэкстон.

«Прометей»: захватывающая предыстория появления расы чужих

«Прометей»: захватывающая предыстория появления расы чужих

Прометей / Рrometheus (2012)
Рейтинг IMDb: 7,0; Кинопоиска: 7,0

Космический корабль «Прометей» несёт погруженную в анабиоз команду, которая узнает о цели своего путешествия лишь по прибытии на место. Бодрствует и следит за кораблём лишь андроид Дэвид, развлекающий себя изучением мёртвых языков, просмотром кино и игрой в баскетбол. Пробудив команду, он наконец показывает членам экипажа видеозапись с умершим к этому моменту главой корпорации «Вейланд Индастриз». Вейланд рассказывает о том, что по всей земле археологи находили одинаковые рисунки, которые можно было интерпретировать как карту звёздного неба. Теперь же команде «Прометея» предстояло спуститься на предполагаемую родину-планету таинственной расы Создателей. Нужно ли говорить, что план этот выглядел безупречно лишь в теории…

Ридли Скотт – один из создателей «Чужого» давно отпустил своё детище «на волю». Продолжение снимали такие маститые режиссёры как Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жёне, но зрители неизменно ждали большого возвращения Скотта во франшизу. И тридцать лет спустя ожидания были вознаграждены – на экраны вышел «Прометей», дающий ответы на множество вопросов по вселенной «Чужих». Приоткрыта занавесь над историей Создателей, выведением чужих и даже… появлением человечества. Наполненная религиозными отсылками картина не потеряла в динамизме, но вывела историю на новый – планетарный масштаб, пришедший на смену тесным коридорам космических кораблей. Фильм запомнился прекрасным актёрским составом (Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Гай Пирс, Идрис Эльба) и визуальными эффектами (премии Оскар и BAFTA), собрав внушительную кассу в прокате.

«Сквозь снег»: путешествие богачей и бедняков по рельсам погибшего мира

«Сквозь снег»: путешествие богачей и бедняков по рельсам погибшего мира

Сквозь снег / Snowpiercer (2013)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,8

Железнодорожный магнат Уилфорд создал кругосветную железную дорогу, по которой экспресс мог мчаться без остановки, наматывая круг за кругом. Так уж вышло, что поезд, курсирующий по этому маршруту превратился из средства передвижения в последний ковчег человечества – а виной всему стали климатические эксперименты, приведшие к новому ледниковому периоду. И вот, последний поезд несёт последних людей сквозь снег. Год за годом, виток за витком. Но и без того суровые условия выживания для некоторых становятся просто невыносимыми – в то время, как богачи жируют где-то в начале поезда, в хвосте бедняки дерутся за каждую крошку. Но любой установившийся порядок рано или поздно даёт трещину. В данном случае простой парень Кёртис решает поднять восстание и изменить несправедливый порядок в поезде…

Ещё не слишком известный в 2013-м году режиссёр нашумевших «Паразитов» Пон Чжун Хо впервые вышел на «мировой уровень» с картиной «Сквозь снег» – постапокалиптическим экшн-триллером, впрочем, так же напрямую затрагивающим тему социального неравенства и несовершенства современного мироустройства. Вместе с этим в картине, наравне с южнокорейскими актёрами (Сон Кан Хо, Ко А Сон) появились известные всем и каждому звёзды (Крис Эванс, Джон Хёрт, Эд Харрис, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавия Спенсер), многомиллионный бюджет, вложенный в декорации, костюмы и спцэффекты. Пон Чжун Хо удалось удержать равновесие между увлекательным захватывающим сюжетом и вечноактуальными размышлениями о причинах всякого неравенства.

«Война миров Z»: выжить во всемирном зомби-апокалипсисе

«Война миров Z»: выжить во всемирном зомби-апокалипсисе

Война миров Z / World War Z (2013)
Рейтинг IMDb: 7,0; Кинопоиска: 7,0

Джерри Лейн, работающий на ООН, везёт свою семью домой, в Филадельфию. По телевизионным каналам передают довольно странные новости о некоей эпидемии, но путешественники не обращают на них внимания, пока не застревают в пробке, которая образовалась из-за нападения зомби. Заражённые проворны и опасны, а зараза завладевает телом буквально за несколько секунд. Чудом спасшись, Джерри перевозит семью в Ньюарк, где на них нападают вполне здоровые мародёры. Фургон угнан, Джерри просит помощи у начальства из ООН и они обещают прислать за ним вертолёт. Укрывшись в латиноамериканском квартале им остаётся лишь дождаться утра в условиях, когда каждая секунда растягивается на часы…

Умеющий снимать как психологические драмы («Бегущий за ветром»), так и остросюжетные боевики «Квант милосердия») Марк Фостер срежиссировал сочетающую психологическое напряжение и зрелищное действо историю зомби-апокалипсиса, ставшую самой дорогостоящей и самой кассовой в истории. Суперзвёздный Брэд Питт на главной роли, тысячи живых актёров массовки (вместо практикуемой большинством современных режиссёров компьютерной графики) и высококлассные спецэффекты заставили зрителей максимально погрузиться в поражающее масштабами кинопиршество.

Аннигиляция: путешествие к непознанному в заражённой метеоритом зоне

Аннигиляция: путешествие к непознанному в заражённой метеоритом зоне

Аннигиляция / Annihilation (2018)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 6,6

Лина жила со своим мужем Кейном относительно спокойной и счастливой жизнью, насколько таковой может быть жизнь с военным, конечно. Отправившись на сверхсекретную операцию, Кейн пропадает, чтобы… вернуться через год. Он не помнит где был всё это время, чем занимался, как вернулся и очень быстро начинает терять здоровье. Внезапно пару арестовывают и отвозят на военную базу, где Лина узнаёт, что виной всему «Мерцание» – аномалия, возникшая под воздействием заражённого метеорита. Лина и несколько других отчаянных женщин, у каждой из которых свои мотивы, решают отправиться в зону, где до этого бесследно пропала не одна группа…

После успешного дебютного проекта «Из машины» Алекс Гарленд вновь взялся за фантастику. В основу сценария лёг роман ярчайшего представителя «новой странной прозы» Джеффа Вандермеера. Переплетая визуально яркую фантастику с пробирающим до мурашек хоррором и приправляя это нетривиальным философским концептом, Гарленд прямо наследует Тарковскому с его «Сталкером» и Стругацким с их «Пикником на обочине». Главные роли исполнил отличный актёрский состав, где сверкают маленькие брильянты в лице Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Тессы Томпсон и Оскара Айзека.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится