Из деревни в столицу
Она появилась на свет в простой крестьянской семье, в деревне Турино Тульской губернии. Ей не исполнилось и десяти лет, когда она оказалась в столице, где уже жили её старшие братья.
Девочка постоянно что-то напевала, и её даже пригласили петь в церкви. Многие говорили, что она талантлива, но мечтать о профессии актрисы Мария Скворцова даже не смела. Ей казалось: актрисы должны быть статными, красивыми, она же была очень маленького роста и совершенно непримечательной внешности.
Получив аттестат о среднем образовании, Мария терялась в выборе профессии, но поддалась на уговоры подруги сходить с ней вместе на прослушивание в театральную студию. К удивлению самой Марии Скворцовой, Серафима Бирман, проводившая прослушивание, не просто обратила на девушку внимание, но и пригласила её учиться в Школу-студию МХАТ.
Сбывшаяся мечта
Девушка тут же ответила согласием и принялась постигать азы актёрского мастерства. Говорят, что у Серафимы Германовны характер был крутой, а требования к студентам довольно высокими. Она была ученицей Станиславского и, соответственно, его последовательницей, а потому требовала от своих студентов достоверной игры. Мария Скворцова ни разу не пожаловалась на то, что ей тяжело. Она радостно училась и мечтала о том, как станет, наконец, настоящей артисткой.
Сразу после окончания студии весь курс Серафимы Бирман отправился в Великолукский драматический театр. Театр встретил молодых актёров приветливо, публика отнеслась к ним благосклонно и вскоре во время спектаклей в зале не было свободных мест. А потом грянула война.
Сначала актриса играла в Ирбитском драматическом театре, а в 1943 году стала выступать во фронтовой бригаде на Втором Прибалтийском фронте. После победы актриса вернулась в Москву из-за болезни мамы, была принята в труппу областного Театра юного зрителя.
Жизнь до славы
Мария Скворцова была задействована практически во всех постановках. Более 30 лет она день за днём выходила на сцену. Играла любые роли, начиная с зайчиков и заканчивая Красной Шапочкой. Она не делила своих героев на плохих и хороших. Злодеи и разбойники в её исполнении были чуточку смешными и совсем не страшными, а положительные персонажи она наделяла удивительным обаянием.
Она часто выходила на сцену два раза в день: в утреннем спектакле для детей и в вечернем для взрослых. Иногда настолько уставала, что гримировалась к вечернему спектаклю в утренний образ. А потом ей стали предлагать всё меньше ролей, и актриса поняла, что ей пора уходить на покой. Она даже радовалась предстоящей возможности отдохнуть.
До своего увольнения из театра Мария Скворцова в киносъёмках участия не принимала. В некоторых источниках в фильмографии актрисы указывают фильм 1957 года «Дорогой ценой». Однако в этом случае Марию Савельевну путают с её тёзкой, Марией Васильевной Скворцовой, актрисой цыганского театра «Ромэн».
В 60 лет жизнь только начинается
В жизни Мария Скворцова всегда была бескомпромиссной, прямолинейной и неудобной: задавала «неправильные» вопросы о трудной жизни крестьян, да о маленьких зарплатах. И требовала на эти вопросы ответов. Наверное, поэтому единственной наградой актрисы была благодарность, полученная от Министерства обороны за доблестный труд в военные годы.
Она уже написала заявление об уходе из театра в связи с выходом на заслуженный отдых, как ей предложили поучаствовать в пробах на роль матери Любы, главной героини. Играть предстояло в паре с Иваном Рыжовым. Супругу героя Рыжова должна была изначально играть Нина Сазонова, однако Василий Шукшин не увидел в актёрском дуэте пару, прожившую вместе всю жизнь. Когда же ему принесли фотографии Ивана Рыжова и Марии Скворцовой, все сомнения отпали: они смотрелись, как настоящая семья.
Мария Савельева после «Калины красной» стала знаменитой. Ей было трудно на седьмом десятке постигать неизвестный ранее мир кино. Но она быстро освоилась в новом амплуа, и предложения от режиссёров буквально посыпались на неё. Это были не главные роли, однако Мария Савельевна была столь органична и понятна в образе настоящих женщин, проживших трудную жизнь. Её называли бабушкой и любили целые поколения.
Одни зрители находили гениальной её игру в «Экипаже», другие восхищались мастерством актрисы в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Дети же запомнили её в нескольких выпусках «Ералаша» и в «Гостье из будущего».
А потом актриса обиделась на весь современный кинематограф. Согласившись сниматься в фильме «Если б знать...», она была уверена, что играет в экранизации «Трёх сестёр» Чехова. Однако на деле картина оказалась весьма вольной интерпретацией классика. К такому повороту событий Мария Савельевна была не готова и в дальнейшем наотрез отказывалась сниматься.
Мария Савельевна всего год не дожила до своего 90-летнего юбилея. Она ушла 1 декабря 2000 года тихо и скромно, как и жила. Простая русская женщина и настоящая королева эпизода.