Она никогда не мечтала заниматься модой. Творческий путь Мэри начался с изучения архитектуры, но практически с молоком матери она впитала любовь к дизайну – родители Мэри занимались строительной инженерией и разработкой интерьеров. Детским книжкам маленькая Мэри предпочитала журналы с фотографиями футуристических новостроек, новомодных кресел и стильных абажуров.
Когда ее молодой человек принял решение учиться в Лондоне, Мэри поехала с ним по программе студенческого обмена… и осталась в знаменитом колледже Сент-Мартинс, выпустившем в океан модной индустрии множество знаменитых дизайнеров. Но даже тогда она и не помышляла о карьере модного дизайнера – Мэри хотела обучаться работе с текстилем, чтобы применять новые навыки в дизайне интерьера, например, создавать обои и ковры. Но все сложилось иначе, и вот уже больше десяти лет их – трое: Мэри, ее возлюбленный и… мода.
Мэри одной из первых в модной индустрии начала работать с цифровой печатью – более традиционные технологии не позволяли ей воплотить свои представления о цвете и композиции изображения, и это стало прорывом.
В то время цифровая печать на ткани использовалась в основном в рекламе и интерьере, но дизайнеры одежды относились к цифровой печати с осторожностью. Первая коллекция Мэри была очень простой – девять платьев-рубашек, покрытых фантастическими принтами с изображением огромных драгоценностей, но именно это изящное решение привлекло внимание байеров и критиков.
Мэри стремится привнести в моду то, что знает об архитектуре – рациональность, функциональность, четкую структуру, с помощью принтов придавая объемной форме свойства плоскости, играя пропорциями.
За легкостью и подчас легкомысленностью образов коллекций Катранзу скрывается мощная концепция, устойчивая идеология марки и труд десятков человек. Катранзу разыскивает мастеров по всему миру, сотрудничает с инженерами и специалистами по традиционным ремеслам.
Мэри считает, что принты позволяют сделать вещь концептуальной и «говорящей», не принося комфорт в жертву красоте. Одежда от Катранзу балансирует между легкостью эксплуатации и сложными визуальными эффектами – обыкновенный свитшот выглядит как фантастический арт-объект, но его можно просто стянуть через голову и повесить в шкаф, не задумываясь о сохранности конструкции.
Мэри завораживает то, как принт взаимодействует с женским телом и пластикой движений – это радикально отличается от использования изображений в интерьере.
Каждая коллекция Катранзу – это история. Она вдохновляется предметами окружающего мира, аквариумами, ветками за окном, яйцами Фаберже…
Современная модная индустрия задает бешеный темп работы, и каждые несколько месяцев Мэри создает что-то, что полностью переворачивает представление публики о возможности цифрового принта.
Одна из ее весенне-летних коллекций родилась, когда Мэри размышляла о своем детстве в Греции – в те времена она собирала коллекцию марок. Используя при создании принтов марки и банкноты, вышедшие из обращения, она стремилась рассказать историю о символах стран и народов, о культурном обмене, о чем-то обыденном и привычном, но отсылающем зрителя к вечному, глобальному.
Но в первую очередь Мэри вдохновляют адресаты ее коллекций – обыкновенные живые женщины. «Женщина - это независимость, внутренняя сила и определенная нежность» - говорит дизайнер.
Мэри восхищена культурой России, Эрмитажем и исторической архитектурой – а значит, вскоре мы увидим в ее коллекциях образы прекрасных дам с полотен русских художников XVIII века. Санкт-Петербург напоминает ей родные Афины. Для Катранзу мода вообще – способ окунуться в чужой мир.
Она увлечена путешествиями, вечно находится в поиске нового, но всему на свете (кроме работы, разумеется) предпочитает уютные вечера с друзьями. Она говорит, что ранима и впечатлительна – и это самый мощный инструмент познания мира.
Мэри делает упор на цифровые принты, но, если в мире исчезнут все компьютеры, это ее не остановит – она займется плетением кружев, как одна из ее учительниц – дизайнер Софья Кокосолаки.
Сегодня бренд Мэри Катранзу производит собственный текстиль, совмещая традиционные и инновационные технологии.
Она усеивает кожаные куртки веселыми аппликациями и собирает юбки из простых карандашей – при этом формы платьев остаются вполне привычными.
Помимо принтов, в мир модной индустрии она привнесла и новые силуэты – юбку-абажур и юбку-бокал.
Удивительно, но, создавая фантастические платья с изображением конструктора Лего, мотивами творчества фовистов или орнаментами ваз династии минь, Мэри носит только и исключительно черный цвет – это позволяет ей «очистить свою палитру», сосредоточиться на своих ощущениях и воспоминаниях. Но небольшие вкрапления цвета Катранзу все же допускает – ведь она обожает украшения Swarovski.
Ей довелось сотрудничать с этой знаменитой маркой и создать серию украшений, посвященных детским воспоминаниям. Простые формы, напоминающие игрушки для самых маленьких, декорированные знаменитыми кристаллами, впоследствии стали дополнением к ее весеннее-летней коллекции.
Катранзу вообще обожает коллаборации и командную работу – ведь это всегда новый опыт, новые ощущения, новые знания. На ее счету множество успешных совместных проектов, самым престижным из которых стало сотрудничество с Adidas. Катранзу с детских лет обожала кроссовки Adidas и признавалась, что была просто счастлива воплотить свои детские фантазии при работе с этим крупным брендом.
Мэри редко распространяется о планах на будущее, но в одном готова уверить своих поклонников и модных критиков: ею еще не изведано столько мест на карте, столько сказочных стран и столько потаенных уголков памяти, что впереди ее ждет множество поразительных открытий – и новых коллекций.