“Восемь с половиной”, 1963 г.
Трагикомедия Федерико Феллини, чья премьера, к слову, состоялась в 1963 году в Москве. В главной роли, альтер-эго Феллини кинорежиссёра Ансельми, Марчелло Мастрояни. Ансельми ищет вдохновения, чтобы снять свой новый фильм. Он обращается к детским воспоминаниям, осматривается вокруг, говорит с людьми. В результате повествование выглядит совершенно сюрреалистично. Картина, короче, о том, из какого сора растут режиссёрские задумки.
“Красавица и чудовище”, 1946 г.
Фильмов с таким названием много, но дель Торо любит тот, который от Жана Кокто. Сюжет там почти совершенно такой же, как в аксаковской сказке про аленький цветочек. Скорее, “Красавица и чудовище” интересны, прежде всего, визуальным решением. Сложной игрой света и тени режиссёр придаёт картинке на экране сходство со сказочными гравюрами Гюстава Доре. Завораживает!
“Франкенштейн”, 1931 г.
Лучший Франкенштейн, как известно, Борис Карлофф. Сюжет каноничной экранизации знаком, кажется, каждому. Молодой учёный совершает прорыв, собрав из кусочков трупов огромного человека. По ошибке вместо мозга другого учёного экспериментатор вкладывает в черепушку кадавра мозг преступника. Правда, для рецидивиста созданное чудище ведёт себя довольно мирно. Нападает на своего тюремщика, только когда тот издевается, прижигая его факелом. Играет с маленькой девочкой (и убивает её, но по ошибке). В общем, его чертовски жалко, даже несмотря на то, что своего создателя в конце фильма он убивает намеренно.
“Уродцы”, 1932 г.
Большая часть актёров бродячего цирка – люди с довольно экстремальными отклонениями в физическом развитии. Среди них – и обычных актёров тоже – выделяются красавица Клеопатра, гимнастка, и Геркулес, силач. Клеопатра и Геркулес, конечно, любят друг друга и в сторону “уродцев” не смотрят. Ровно до тех пор, пока лилипут Ганс не становится наследником богатого состояния. Клеопатра немедленно отбивает его у невесты, тоже лилипутки, не бросая, впрочем, Геркулеса. Став женой Ганса, гимнастка пытается его отравить. В наказание циркачи её уродуют, превращая в “женщину-утку”, а Геркулеса кастрируют. Фильм очень долгое время был запрещён в США и считался вызывающим исключительно отвращение, но во второй половине двадцатого века был признан культовым.
“Славные парни”, 1990 г.
Как ни странно (в свете картин, описанных ваше), вполне современное кино. Снято в 1990 году по мотивам реальной гангстерской истории. Среди исполнителей главных ролей – обворожительный Де Ниро, хотя дель Торо, наверное, фильм любит не за это. По сюжету картина представляет нечто вроде американского варианта “Бригады”. Пацан к успеху шёл, сложные отношения настоящих поциков и всякое такое. Только шпана и мафия там итальянские и действие происходит в Чикаго начала двадцатого века.
“Алчность”, 1924 г.
Один из самых длинных немых фильмов и, как и многие любимые фильмы дель Торо, полон скрытой мистики. Девушка одного парня влюбилась в его приятеля. Парень был человеком хорошим и удерживать её не стал. Приятель с девушкой поженились, и тут-то выяснилось, что девушка выиграла в лотерею 5000 долларов. Парня забирает жадность, и он приятеля подставляет. Алчность толкает каждого из трёх героев на всё более ужасные поступки, пока не умирают все трое. И это не спойлер, потому что интересен не сам факт, а то, как они до такого докатываются.
“Забытые”, 1950 г.
Что за мексиканский режиссёр, если не любит мексиканского кино. Драма Луиса Бунюэля из жизни беспризорников поражает сплавом гиперреалистичности и сюрреализма. Мальчики ссорятся, мальчики попадают в тюрьму, мальчики бросают криминал, мальчики убивают мальчиков. Как ни странно звучит, но этот бесконечный и безвыходный круговорот завораживает.
“Новые времена”, 1936 г.
Ты удивишься, но это – картина Чарли Чаплина. Самый большой фильм о Маленьком Бродяге, изначально он должен был быть полностью звуковым. Однако Чаплин никак не мог себе представить, как же будет Бродяга говорить и тем более как картину будут показывать в других странах, так что диалогов в фильме осталось всего ничего. Что необычно для картин с главным персонажем Чаплина, фильм не о том, как обижают бедного человека в большом городе, а он не унывает и ещё сдачи даёт. “Новые времена” – социальная драма, посвящённая маленькому человеку перед лицом гигантской индустриализации и Великой Депрессии. Правда, то, что смотрите драму, вы даже не поймёте, пока не отсмеётесь. Невероятно трогательная комедия. Всё же Чарли был великолепен.
“Носферату. Симфония ужаса”, 1922 г.
Такая классика фильмов ужасов, что классичнее не бывает. Немой, чёрно-белый и всё равно очень страшный. В общем-то, перед нами перепев “Дракула” Брэма Стокера, только вместо харизматичного вампира с волосатой грудью людей кусает омерзительный лысый упырь с привычкой сильно сутулиться. А губит его, конечно, баба. Мы, бабы, такие, да.
“Тень сомнения”, 1943 г.
Мы знали, что в этом списке не может не быть Альфреда Хичкока! “Тень сомнения” – первый его признанный шедевр. Триллер основан на реальной истории маньяка, помешанного на удушении жертв. Провинциальная старшеклассница скучает и пытается мысленно призвать в свою жизнь дядюшку Чарли, в честь которого получила когда-то имя. Дядюшка появляется, он обаятелен, много где побывал, много чего повидал, и девушка, конечно же, в восторге. Пока в её душу не закрадывается тень сомнения: может быть, дядюшка ещё и много чего натворил?