Лев Бакст: лицо русского модерна
770
просмотров
Лев Самойлович Бакст был российским художником XIX-XX вв., ярким представителем модерна. Творчество Льва Бакста очень многогранно: он писал портреты, пейзажи, создавал книжные иллюстрации, театральные декорации, эскизы костюмов. Картины мастера завораживают техникой, достоверностью передачи состояния персонажа.
Лев Бакст. Картина «Автопортрет», 1906

Биография Льва Бакста

Лев Бакст, уроженец белорусского города Гродно, появился на свет 8 февраля 1866 г. в семье евреев. Свое настоящее имя Лейб-Хаим Розенберг он позднее сменил на псевдоним в 1889 г., взяв за основу девичью фамилию матери — Бакстер. С детства мальчик любил рисовать, хотя отец не относился к этому серьезно. И только дедушка, поклонник театра, поддерживал увлечение внука.

Лев Бакст. Картина «Автопортрет», 1893

Лев Бакст после окончания гимназии в родном городе в 1883 г. уехал в Петербург. Там он вольнослушателем посещает Академию художеств, однако не закончил ее. Затем будущий мастер учился живописи у Александра Бенуа, работал иллюстратором детских изданий. В 1889 г. состоялась первая экспозиция начинающего художника.

Лев Бакст. Картина «Портрет Александра Бенуа», 1898

В 1893 г. Лев Бакст отправился в Париж, где совершенствовал свои знания, продавал картины. По возвращении в российскую столицу художник стал посещать кружок Бенуа, участники которого позднее сформировали объединение под названием «Мир искусства». Оно выпускало собственный журнал, редактором которого выступал Сергей Дягилев, а Бакст стал руководителем художественного отдела. Кроме того, великий князь Владимир Александрович пригласил живописца обучать рисованию его детей.

Лев Бакст. Театральный занавес «Элизиум», 1906

В 1910-е гг. Бакст писал портреты многих известных современников, пейзажи, произведения на мистические темы. Он начал создавать декорации для спектаклей, эскизы костюмов, проявляя незаурядный дизайнерский талант.

Лев Бакст. Картина «Любовь Гриценко-Бакст», 1903

В 1903 г. живописец женился на дочери Павла Третьякова Любови Гриценко. Ради этого брака он стал лютеранином. Первое время любовный союз приносил мастеру радость, однако спустя несколько лет супруги расстались. Тем не менее Лев Бакст тепло общался с бывшей женой, помогал материально ей и сыну Андрею.

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна», 1911

В 1907 г. мастер вместе с Валентином Серовым побывал в Греции. Там он увлекся античной тематикой, писал средиземноморские пейзажи, которые стали основой для многих театральных декораций.

Лев Бакст. Эскиз костюма беотийских девушек к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс», 1911

После развода Бакст снова принял иудаизм, из-за чего по новому закону Российской Империи был вынужден покинуть Петербург. Художник перебрался в Париж. Здесь он оформлял балеты Дягилева, прославился на весь мир своими уникальными декорациями, костюмами для знаменитых артистов. Мастер тщательно продумывал цветовую палитру, орнаменты, чтобы подчеркнуть гибкость и пластику актеров.

Лев Бакст. Эскиз костюма Наставника принца к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица», 1922

В 1914 г. Лев Бакст был избран членом Академии художеств, получил право проживать в любом месте независимо от вероисповедания. Однако Первая мировая война отрезала живописца от России. Его последней значимой работой стало оформление в 1921 г. балета «Спящая красавица» для Сергея Дягилева. 27 декабря 1924 г. мастер скончался в парижской больнице от отека легких.

Самые известные картины Льва Бакста

Картины Льва Бакста демонстрируют его изысканный стиль, очаровывают сочетанием эпатажности с едва уловимым налетом академичности. Среди хрестоматийных работ можно назвать следующие:

  • «Ужин» (1902) — портрет представляет собой версию на тему прекрасной незнакомки, популярную в то время. Чуть скучающая, но экстравагантная дама с бледным лицом сидит за столом. Красивый абрис фигуры в черном — любимые линии модерна.
  • «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906) — с работы на зрителя смотрит известная поэтесса, хозяйка литературного салона, неутомимая спорщица. Автор мастерски передает резкость ее лица, выражение насмешки, дерзость характера, уверенность в себе.
  • «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906) — персонаж создает впечатление яркой, импозантной личности. В раскрытии замысла произведения важен второй план: сидящая старушка символизирует традиционность уклада жизни современного денди, которая соседствует с эпатажем.
  • «Древний ужас» (1908) — Бакст изображает разрушение мира, и над этим бедствием возвышается статуя античной богини с загадочной улыбкой. В ее облике чувствуется мудрость, которая не погибнет.
Лев Бакст. Картина «Ужин», 1902
Лев Бакст. Картина «Портрет Зинаиды Гиппиус», 1906
Лев Бакст. Картина «Портрет Сергея Дягилева с няней», 1906
Лев Бакст. Картина «Древний ужас», 1908

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится