Слава, успех и признание, которые есть у нее сегодня, – результат титанической работы над собой, ведь на ее долю выпало столько испытаний, что не сломиться и не опустить руки можно было только усилием воли. Однажды она оказалась на краю пропасти, и ей чудом удалось избежать ошибок своей матери, от жестокости которой она пыталась убежать всю жизнь.
Чужая в родной семье
Яна Троянова выросла в Екатеринбурге (тогда – Свердловске). По линии матери в ее роду были польские дворяне Мокрицкие, но она не носила ни фамилию матери, на фамилию отца. В 18 лет мать Яны закрутила роман с женихом собственной сестры. А узнав о том, что ждет от него ребенка, даже не сообщила ему эту новость. Отчество она дала ей в честь Пушкина, записав в графе «отец» свидетельства о рождении «Александр Сергеевич», а фамилию Троянова и вовсе выбрала из энциклопедии.
С ранних лет Яне очень не хватало материнской любви и заботы – мать была слишком занята собственной личной жизнью, и дочерям уделяла мало внимания. По признанию Яны, в детстве она чувствовала себя подкидышем. Поначалу ее воспитанием занималась бабушка, а когда ее не стало, девочка, по сути, было предоставлена сама себе. Все участие матери в ее жизни сводилось только к наказаниям за плохое поведение в школе. Она старалась заслужить любовь матери любыми способами, а потом решила стать артисткой, чтобы доказать, на что она способна.
От реальности Яна сбегала в мир фантазий. Она была артистичной с самого детства и ни о какой другой профессии, кроме актерской, даже не мечтала. Но в начале 1990-х гг., когда она окончила школу, и театр, и кинематограф переживали кризис, и Троянова поступила на философский факультет Уральского государственного университета. О времени, проведенном там, Яна никогда не жалела – по ее словам, выбранная специальность помогла ей «обнаружить себя».
Как Пигмалион и Галатея из Екатеринбурга стали триумфаторами «Кинотавра»
Получив диплом, Троянова все же решила осуществить детскую мечту и поступила в Екатеринбургский театральный институт. Однако уже через 2 года потеряла интерес к учебе, которая, по ее мнению, стирала ее индивидуальность. Но от мечты стать актрисой она не отказалась. Бросив институт, Яна начала выступать в местных театрах «Коляда» и «Театрон», на сцену которых выходила еще на первом курсе.
Поворотным в ее творческой и личной жизни стал спектакль «Черное молоко», который поставил режиссер и драматург Василий Сигарев. Троянова вспоминала: «Руководство предложило: есть актриса на главную роль. Он говорит: не надо, сам найду. А потом увидел меня у Николая Коляды на фестивале – я попросила зажигалку, он дал. После этого поднялся к руководству и говорит: вот там сейчас курить выходила – она будет играть. А они: мы тебе ее и предлагали! Сделали спектакль – его первая постановка, моя первая главная роль. И поняли, что мы команда».
Он стал для нее не только Пигмалионом, огранившим ее талант и «вылепившим» из нее глубокую драматическую актрису, но и мужем, и лучшим другом. Когда они встретились, сразу поняли, что их судьбы очень похожи. У обоих за плечами был горький опыт раннего брака, потерпевшего крах. Яна воспитывала сына, которого родила еще в 17 лет. Ее первый муж оказался домашним тираном, который изменял ей, поднимал руку на нее даже во время ее беременности, и она от него не ушла – сбежала. Василий Сигарев тоже стал отцом в первом браке – у него росла дочь.
Благодаря Сигареву Яна Троянова начала сниматься в кино – она сыграла главную роль в его дебютной режиссерской работе «Волчок». Сценарий этого фильма родился благодаря тем историям о детстве, которыми актриса поделилась с мужем. Зрители тогда разделились на два лагеря: кто-то обвинял режиссера в сгущении красок – попросту не верили в то, что мать может быть так жестока по отношению к дочери, а кто-то в этой истории узнавал себя.
Троянова говорила, что сыграла «темную сторону материнства», о которой знала не понаслышке. «Это я была тем недолюбленным заморышем, который все время ждал, пока мама нагуляется и вернется домой. Когда выросла, влезла через свою роль в ее шкуру. Мама тогда обиделась, даже назвала Павликом Морозовым. Но перед ее уходом мы смогли поговорить и простить друг друга», – признавалась актриса.
Фильм «Волчок» произвел фурор на «Кинотавре». На тот момент Яне было уже 36 лет. Несмотря на поздний старт кинокарьеры, она добилась немалых успехов. Уже через 3 года о ней заговорила вся страна – после того, как Троянова вместе с Анной Михалковой снялась в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». Обе актрисы были удостоены призов на «Кинотавре» в номинации «Лучшая женская роль».
«Мне достался жестокий мир»
Тогда никто из зрителей не знал о том, как тяжело ей дались эти съемки. Актриса не сразу нашла в себе силы рассказать о том, какую беду пережила накануне. Ее сын Николай связался с плохой компанией, начал употреблять запрещенные препараты. А в 20 лет он наложил на себя руки. Сложно представить, в каком состоянии тогда находилась его мать. Если бы не вера в Бога, поддержка мужа и съемки, она могла бы и сама оказаться на дне.
Позже актриса рассказывала: «Съемки «Кококо» начались буквально через полгода после того, как не стало моего сына. Я умоляла перенести проект – не получилось. Я уступила, потому что поняла, что это мой шанс не спиться. Если честно, я даже не помню, как делала эту роль. Помню только Аню Михалкову и Васю Сигарева, которые меня из рук в руки передавали».
Преодолеть собственную зависимость ей стоило неимоверных усилий – долгие годы она не могла смириться с потерей сына и заливала свое горе. Но тем не менее смогла взять себя в руки и побороть пагубную зависимость. С тех пор Троянова не раз рассказывала в интервью о своем печальном опыте – не для пиара, а ради того, чтобы предостеречь других людей и помочь им справиться с собственными демонами.
Свою позицию она объясняла так: «Мне достался жестокий мир, и, чтобы в нем выжить, мне пришлось обрастать броней. А если у меня получалось что-то в жизни преодолеть, я всегда делилась своим опытом через интервью. Смерть ребенка, пьянство, предательство мужчины – обо всем этом нужно говорить – для людей, которые нас смотрят».
Победа над собой
Актриса снялась еще в двух фильмах своего мужа – «Жить» и «Страна ОЗ», но новая волна популярности пришла к ней чуть позже, когда Троянова сыграла главную роль в нескольких сезонах комедийного сериала «Ольга». В этом образе она появлялась на телеэкранах на протяжении 5 лет. После «Кококо» она получила признание в среде кинематографистов и киногурманов, а после «Ольги» к ней пришла всенародная популярность и узнаваемость. На этот раз она сыграла «светлую сторону материнства», и была очень рада этой возможности.
Когда в 2019 г. Яна Троянова стала ведущей телепроекта «Последний герой», многие зрители были возмущены ее поведением на съемках. По их мнению, она была слишком жестокой с участниками и постоянно провоцировала конфликты. Но на самом деле это была еще одна ее роль, справиться с которой ей и самой было непросто. Позже она призналась, что искренне сопереживала тем, кто оказался на острове, и не раз рыдала за кадром.
А когда требовала от них стойкости в преодолении трудностей, имела на это моральное право, ведь сама смогла одержать сложную победу над собой. Сегодня главный смысл своего существования она видит так: «Я очень хочу, чтобы, глядя на меня, люди выздоравливали и шли дальше. Я очень хочу жить... И хочу, чтобы люди хотели жить, особенно матери, которые похоронили своих детей».
Этот проект стал поворотным в жизни многих участников: Как сложились судьбы звезд первого сезона «Последнего героя».