«Служебный роман»
Двухсерийная советская мелодрама, снятая по мотивам пьесы «Сослуживцы», стала лидером проката 1978 года, получив более 58 млн. просмотров. Мысль о создании этого фильма посетила режиссера Эльдара Рязанова после того, как он увидел неудачную телепостановку своей комедии «Ирония судьбы».
Изначально картина должна была быть на 3,5 минуты короче. Но в нее вставили незапланированную сцену с зелеными деревьями, покрытыми снегом. Режиссер просто не смог не воспользоваться случаем и упустить столь красивое и неожиданное зрелище.
Чтобы подчеркнуть социальный статус персонажей и отследить их маршрут от дома до работы, все они были поселены в разных районах столицы. Рыжова – в Подмосковье, секретарша Верочка – на Чертановской, а директор Калугина – в «престижном» Скатертном переулке.
«Невероятные приключения итальянцев в России»
После съемок фильма «Ватерлоо» итальянская компания «Дино Де Лаурентис» осталась должна «Мосфильму» немалую сумму. Именно это и стало поводом для создания картины совместного производства. Режиссером ленты стал Эльдар Рязанов, а практически все трюки исполнил Андрей Миронов, который вместо трех съемочных дней пробыл в Риме целых три недели.
Подбор итальянских актеров осуществлялся продюсерами. И когда один из них был по фото одобрен Рязановым, внезапно выяснилось, что он отбывает тюремный срок за неуплату налогов.
«Д’Артаньян и три мушкетера»
Мало кто знает, что изначально Боярский был утвержден на роль графа Рошфора. Но однажды актер, опоздавший на репетицию, ворвался на съемочную площадку запыхавшимся и растрепанным. Именно в тот момент все поняли, что он должен играть Д`Артаньяна. А вот Василию Ливанову повезло меньше. За опоздание он лишился роли, и вместо него Атоса сыграл Вениамин Смехов.
Во время съемок одной из сцен Боярский едва не погиб. Борис Клюев, игравший графа Рошфора, неудачно выхватил шпагу из ножен и случайно проткнул ею небо Михаила Сергеевича. Еще немного – и клинок попал бы в мозг.
Бюджет, выделенный на съемки, был весьма ограничен. И чтобы как-то компенсировать нехватку средств, в качестве реквизита использовалась все, что попадалось под руку. К примеру, «алмазные подвески» - это не что иное, как дешевая бижутерия, купленная на рынке. А эфес шпаги Д`Артаньяна паяли из консервной банки.
«12 стульев»
Леонид Гайдай долго мечтал экранизировать знаменитый роман Ильфа и Петрова. Но все как-то не складывалось. И когда ему наконец-то передали права на экранизацию, он с рвением принялся за дело. Антикварные стулья для съемок искали по всему Советскому Союзу, но в итоге их изготовили в Арабских Эмиратах.
Наталья Крачковская на момент начала съемок еще была студенткой ВГИКа и сперва отказывалась от предложенной ей роли. Девушку просто колотило от обиды из-за того, что ее позвали сыграть мадам Грицацуеву, которую авторы описывали как даму «необъятных размеров с арбузными грудями». Но после того как Гайдай поставил ее на место, спросив, видела ли она себя в зеркале, Крачковская перестала думать о внешности.
Актера, исполнившего роль Остапа Бендера, нашли в одном из провинциальных театров. Ко всеобщему удивлению никому неизвестный Арчил Гомиашвили отлично вжился в образ и прекрасно справился с поставленной задачей. Правда, он надолго поссорился с режиссером, решившим, что озвучивать Бендера будет другой актер – Юрий Саранцев.
«Семнадцать мгновений весны»
Это один из первых советских телесериалов, снятый Татьяной Лиозновой. Работа над фильмом началась в апреле 1971 года в Берлине. На протяжении двух последующих лет съемочная группа много ездила по Германии, Грузии и Прибалтике. А под конец работы выяснилось, что премьера картины оказалась под угрозой из-за недостатка средств.
Все костюмы обязательно утверждались полковником Брауном, когда-то служившим в разведке, и шились мастерами из генеральских ателье. Для одного только Тихонова заготовили сотню рубашек, поскольку их просто негде было стирать.
Не обошлось и без забавных историй. Так, показанные в кадре руки Штирлица на самом деле принадлежали не исполнителю этой роли, а ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Это объясняется тем, что в молодости Тихонов сделал наколку «СЛАВА», которую невозможно было загримировать.
«Джентльмены удачи»
С самого начала фильм пользовался огромным успехом у зрителей. Только в 1972 году его посмотрели 65 млн. человек. По словам очевидцев, в первые дни после премьерного показа картины спекулянты скупали все билеты по 20 коп. и перепродавали их по 3 руб.
Режиссером фильма был Александр Серый. А авторами сценария стали Георгий Данелия и Виктория Токарева. Идея картины была подарена Валентином Ежовым. Правда, сюжет пришлось немного изменить. В результате переделок главным героем фильма стал не добрый милиционер, перевоспитывавший преступников, а директор детского сада.
Изменения коснулись не только сюжета, но и актерского состава. Главную роль сразу отдали Евгению Леонову. А вот рецидивистов должны были играть Савелий Крамаров, Юрий Никулин, Ролан Быков и Андрей Миронов. Трое последних из списка по разным причинам отказались от участия в съемках. Поэтому их пришлось заменить другими актерами.