Что это такое?
Доктор Хойде Геттнер-Абендрот уже не первый год сетует по поводу отсутствия четкого определения матриархального общества. Она считает, что существующие понятие настолько нечеткое, что каждый может трактовать его так, как вздумается. Многим известно, что матриархальное общество — это то, в котором заправляли всем женщины. Что в корне неверно.
Следует отметить, что большинство антропологов не считают, что существуют или когда-либо существовали общества, которые известны как “матриархальные” в этом смысле. Считается, что такая идентификация представляет путаницу наряду со связанными, но отличающимися друг от друга социальными структурами. К примеру, матрилинейные общества (отслеживание родства через мать), матрилокальные (семьи остаются близко к материнской линии) и матрифокальные (где мать является главой семьи).
Доктор Геттнер-Абендрот соглашается с тем, что матриархат как общество, где всем заправляют женщины, никогда не существовало. Исследователь утверждает, что истинный матриархат будет основываться не на доминировании какого-либо пола, а на материнских ценностях, которые проявляются в виде заботы и воспитании племени, как такого, что умеет вести переговоры, и где все друг другу равны.
Если понимать матриархат именно таким образом, то можно найти много доказательств существования подобных племен даже сегодня. Все они являются гендерно-эгалитарными или полностью эгалитарными, без иерархий, классов и господства одного пола над другим.
Эгалитаризм в исследованиях
Если верить задокументированным сведениям и исследованию, опубликованному в журнале “Наука”, современные общества охотников, найденные в Конго и Филиппинах, демонстрируют эгалитарные социальные структуры. За время изучения ученым удалось подтвердить многочисленные предыдущие гипотезы и выводы. Доктор Питер Грей комментирует это следующим образом:
В ХХ веке антропологи обнаружили и изучили быт различных обществ охотников-собирателей из самых отдаленных уголков мира, которые не были затронуты влиянием современных общин. Где бы эти общества не находились, у них было много общих черт. Однако в каждом из них доминирующим культурным этносом было равенство людей, которое лежало в основе всех ценностей.
Также это исследование подтвердило эволюционное преимущество, которое общества охотников-собирателей могли бы использовать в эгалитарных социальных структурах, предоставляя выборочный контекст для расширения социальных сетей. Проще говоря, никто не запрещал людям из одного племени общаться с другими племенами.
Это приводило к последующему переходу в сельскохозяйственную общину, именно в ней люди начинают видеть гендерное неравенство и господство патриархата, которое сейчас и характеризует наше общество.
Фигурки Венеры
Древние сообщества охотников-собирателей были по большей части равноправными и матриархальными. В подтверждение этого заключения доктор Саймон Батлер отметил, что в доисторическом искусстве часто можно встретить много "женского" (глиняные фигурки, наскальные изображения и т. д.), что можно приравнивать к доминированию или власти женщин в обществе, а также к существованию матриархальных обществ до появления патриархата.
Среди множественных примеров доисторического искусства учеными найдено более 200 изображений женщин, которые обычно называют “фигурками Венеры”. В основном они встречаются в Европе и относятся к эпохе палеолита. В разных местах по-разному интерпретируются: считаются и символом плодородия, и амулетом на удачу, и изображением богини.
Спорное утверждение и интересное замечание
Некоторые ученые считают, что фигурки Венеры демонстрируют поклонение богине Земли-матери. Это и говорит о том, что общества были матриархальными. Такое обобщение не может быть верным. Не все фигурки были предназначены для поклонения, к тому же, как справедливо отметил доктор Батлер, священный статус богинь не обязательно означает повышение социального статуса женщин.
Если рассматривать типичные фигурки богини Венеры, то можно увидеть, что внимание мастера сосредоточено в основном на женской груди, животе и бедрах. В некоторых экземплярах голова отсутствует, к тому же ноги короткие и сужаются в конце. Доктор Лерой Макдермотт отметил, что некоторые фигурки вырезала сама женщина, показывая, как выглядит женское тело с ее точки зрения. Хотя такое предположение подверглось критике, нельзя отрицать того, что женщины тоже принимали участие в художественной жизни племени.
Пещерное искусство
Это также подтверждается исследованиями, которые показали, что женщины могут быть ответственными и за наскальное творчество. Отпечатки и трафареты человеческих рук встречаются в пещерном искусстве на каждом обитаемом континенте. Исследование доктора Дина Сноу, в котором он сравнивал размер рук и длину пальцев, опровергает устоявшееся предположение, что такое пещерное искусство было создано мужчинами. Наоборот, доктор Сноу обнаружил, что отпечатки на стенах принадлежат преимущественно женщинам.
Производство каменных инструментов
Многим известно, что производства каменных орудий в древних общинах считалось исключительно мужской деятельностью. В 1991 году покойный доктор Джоан Геро пришла к выводу, что женщины того периода могли изготавливать такое же количество каменных орудий, как и мужчины. Ее предположение было подтверждено недавним исследованием, проведенным Университетом Флориды в существующей эфиопской общине, где было обнаружено, что женщины доисторического периода, также принимали активное участие в создании каменных приспособлений для быта.
Конечно, ни одно из этих исследований само по себе не говорит о природе гендерных структур доисторических общин, но каждое из них показывает, что женщина принимала активное участие в экономической, социальной и культурной жизни, которые изначально считались полем действия мужчин. Собрав вместе все данные, можно с уверенностью говорить об эгалитарной социальной структуре в племенах.
Животные в искусстве палеолита
Также раньше неоднозначно трактовались и фигурки животных, сделанных во времена палеолита. Почему-то считалось, что они должны представлять собой экономически важных зверей, то есть тех, на которых охотятся. Как успел заметить доктор Вальпурга Антл-Вайзер, в искусстве были представлены не только экономически ценные животные, а те, которые имели более сакральное и глубокое значение для общины. Люди часто размышляли о способностях и качествах животных и сравнивали их со своими характеристиками.
Другие статуэтки Венеры
В Израиле и Марокко были найдены другие статуэтки Венеры эпохи, предшествующей появлению человека разумного. Венера Берехат Рам и Венера Тан-Тан являются самыми ранними изображениями человеческой фигуры. Их появление датируется от 230 000 до 700 000 лет назад и от 300 000 до 500 000 лет назад, соответственно. Учитывая возраст, можно говорить о том, что они были сделаны неандертальцами.
В целом, есть веские основания говорить о том, что сообщества древних охотников-собирателей были равноправными по своей природе и более матриархальными по своим социальным структурам, чем принято считать. Такие племена основаны на материнских ценностях. Здесь принято было проявлять заботу, сочувствие, решать споры путем переговоров, и все представители племени, независимо от пола и возраста, были равны. Это и был “золотой век” человечества, который закончился с приходом патриархального правления.