Натан Исаевич Альтман обладал редчайшим качеством — врожденным профессионализмом. Благодаря исключительно чуткому восприятию окружающего мира он горячо подхватывал актуальные художественные идеи своего времени.
Биография Натана Альтмана
Натан Альтман появился на свет 22 декабря 1889 года в Виннице, в небогатой еврейской семье. Когда ребенку было 4 года, скончался от чахотки его отец. Устав от нужды, мать переехала за границу, а сына оставила на воспитание бабушке.
Невзирая на превратности судьбы, Натан Альтман окончил и русскую начальную школу, и хедер. С детских лет он имел тягу к рисованию, поэтому в 1902 году поехал в Одессу обучаться в художественном училище. Там юноша занимался одновременно живописью и скульптурой. Разочарованный подачей материала, молодой человек досрочно покинул учебное заведение и возвратился домой, в Винницу. В этот период был создан первый цикл портретов («Дама на балконе», «Бабушка»).
Овладевать профессией Натан Альтман продолжил уже в 1910-м году, в парижской частной студии. Во Франции он близко сошелся с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Давидом Штеренбергом и увлекся кубизмом. Сначала художник воспринимал краски только как цветовую палитру («Автопортрет» 1911 года), но вскоре его мазки уплотнятся и приобретут волшебные возможности: построение формы и объемное моделирование.
Осенью 1911-го года Натан Альтман возвращается на родину, в Винницу, где пишет автопортреты и сюжеты на иудейские темы.
Влекомый мечтами о столичной богемной жизни, в 1912 году самородок переезжает в Петербург. Там он трудится над картинами в оригинальной манере, пробует свои силы в прикладной графике (афиши, рекламы), принимает участие в выставках авангардистов и быстро завоевывает известность.
Созданный в 1914 году главный шедевр — портрет Анны Андреевны Ахматовой — становится настоящей сенсацией: критик Лев Александрович Бруни назвал это произведение «вехой в искусстве».
Октябрьскую революцию художник, как и почти все авангардисты, встретил с энтузиазмом и активно сотрудничал с новой властью. Гений смог проникнуться духом времени: он приветствовал выход искусства из салонов на площади, на улицы к широким массам и расширил диапазон своей деятельности — преподавал, печатался в газетах и журналах, руководил созданием музеев, расписывал посуду, делал эскизы марок, плакатов, эмблем.
В 1921 г. Натан Исаевич переезжает в Москву. От Анатолия Васильевича Луначарского он получает важное задание — создать портрет Ленина. Используя карандашные наброски с натуры, сделанные в личном кабинете Владимира Ильича, мастер изваял реалистичную бронзовую скульптуру вождя мирового пролетариата. А в 1926 г. состоялась и первая персональная выставка в Москве. Оставшись в душе вольным анархистом, Альтман все чаще стал использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы.
В 1920-е годы художник работал сценографом в театре. В 1928-ом, во время турне по Европе, Натан Альтман вместе с женой решили остаться в Париже. Здесь авангардизм уступил место неореализму. Став писать маслом, живописец показал себя гениальным колористом.
В конце 1935-го семейный союз распался, и Натан Исаевич вернулся в СССР. Кремлевская власть не стала припоминать ему эмиграцию, но из-за идеологического пресса художник отошел от станковой живописи и посвятил себя дизайну, книжным иллюстрациям, оформлению декораций для спектаклей.
В 1968 году Натану Альтману было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. Мастер скончался 12 декабря 1970 года в Ленинграде и был похоронен в Комарово, недалеко от могилы Анны Ахматовой.
Самые известные картины Натана Исаевича Альтмана
Картины Натана Альтмана написаны в безукоризненно артистичной, легко воспринимаемой форме. Среди его лучших произведений:
- «Автопортрет» (1911) — написанная в Виннице работа выполнена в авангардном, близком к кубизму и футуризму, стиле.
- «Еврейские похороны» (1911) — произведение навеяно тоской, печальным воспоминанием о смерти деда.
- «Портрет А. А. Ахматовой» (1914) — картина раскрывает все величие и драматизм судьбы знаменитой современницы автора. Она была и остается символом русского авангарда.
- «Дама у рояля» (1914) — автору удалось точно передать характер и настроение модели.
- «Россия. Труд» (1921) — масштабное панно, великолепный образец плакатной живописи 20-х годов прошлого столетия.