Когда вы впервые смотрите на мозаику, она выглядит так, как будто кухонный мусор разбросали по полу: ореховые скорлупки, оливковые косточки, кожура фруктов и виноградные стебли разбросаны вокруг. Но если присмотреться, то остатки пищи растворяются в кусках камня и осколках стекла. Это мозаичный trompe l'oeil, и очень красивый. Раковины блестят, шелуха каштанов ощетинивается шипами, а виноград покрывается мягким бархатистым налетом.
Мозаики, подобные этой, украшали полы триклинии, столовой в Древнем Риме, где гости отдыхали на диванах, поглощая деликатесы. Этот был обнаружен среди остатков виллы на Авентинском холме, и даже сейчас он излучает атмосферу одного из тех длинных пьяных римских банкетов. Объедки отбрасывали длинные беспорядочные тени в разные стороны, словно освещенные пляшущим мерцанием масляных ламп, и даже маленькая мышка, грызущая орех в углу, несет в своем глазу белый отблеск отраженного света лампы.
Неосвещенная комната
Этот мотив удивительно распространен, достаточно, чтобы он имел свое собственное название: asarotos oikos, или ”неосвещенная комната", по-гречески. Хотя греческие художники сделали первые мозаики, у нас есть только ее более поздние римские копии, которые были построены во время увлечения греческой культурой. Но почему элитные римляне шли на такие усилия и расходы, чтобы сделать свой обеденный пол похожим на мусор? Какова у всего этого история?
Символ статуса
В первую очередь, это был своего рода хитрый символ статуса. Рассмотрим мусор, представленный в коллекции Профанского музея (названного так потому, что в нем хранится нехристианское искусство): это мусор, да, но мусор самого роскошного вида. Есть свежие морепродукты, пришедшие сюда с побережья, в том числе омары, устрицы и даже колючая раковина Murex Brandaris, которая была источником знаменитого Тирского пурпура. А его разрешалось носить только элите римского общества. Среди раковин разбросаны дорогие импортные товары, такие как шелковица из Азии, имбирь из Индии и инжир с Ближнего Востока. Трофеи целой империи разбросаны по полу.
Нарушение римских законов
Мозаика подразумевает такой роскошный пир, что, если бы он действительно был подан, то мог бы быть незаконным — нарушающим римские законы роскоши, которые ограничивали, сколько хозяин мог потратить на любой банкет.
Lex Orchia, принятый в 182 году до н. э., ограничивал число гостей, которые могли быть приглашены на один прием пищи, а позже законы запретили потребление откормленной птицы, моллюсков и свиного вымени (любимого римского лакомства). Но, судя по рассказам о праздниках, которые мы имеем с того времени, эти правила часто нарушались. В конце концов, что может быть лучше, чтобы произвести впечатление на гостей, чем нарушение закона, чтобы развлечь их?
Напоминание о том, что жизнь не бесконечна
Историки искусства, однако, связали этот интересный факт с другой римской традицией столовой: memento mori, или напоминание о смерти. Это было частью веселья на Римском пиру. Маленькие суставчатые бронзовые скелеты, называемые, например, larva convivalis, по-видимому, использовались в качестве развлечений для вечеринок. Один из них появлялся в Сатириконе, когда гость исполнял танец на столе, а хозяин декламировал: “Увы мы смертны, там все будем, когда мир внизу заберет нас. Так давайте же жить, пока все идет хорошо.”
Рассматриваемая с этой точки зрения мозаика была демонстрацией того, что даже самый прекрасный пир быстро превращается из пищи в мусор, точно так же, как закусывающие со временем превратятся в кости и пыль. Другими словами, наслаждайтесь едой, потому что она может быть вашей последней пищей.