Мстислав Добужинский оставил огромное наследие. Его графические зарисовки, эскизы декораций и костюмов, воспоминания и искусствоведческие изыскания — все говорит о необыкновенной жажде созидания.
Биография Мстислава Добужинского
Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде в семье представителей древнего литовского рода. С душевной теплотой описывает художник свои детские годы в воспоминаниях. С 1895 года Добужинский учился на юрфаке Петербургского университета и занимался живописью. По завершении обучения он уехал в Мюнхен, где в течение двух лет работал в художественных студиях Антона Ашбе (словен. Anton Ažbe) и Шимона Холлоши (венг. Hollósy Simon). Там Добужинский познакомился с Игорем Грабарем и по возвращении в Россию вошел в круг художников объединения «Мир искусства», члены которого передавали в своих произведениях предчувствие великих катаклизмов XX века и стремились разгадать таинственные знаки судьбы. Это не могло не отразиться на творчестве Мстислава Добужинского. Его лучшие картины того периода были посвящены обаянию эстетики и атмосферы прошлых эпох.
Имея колоссальный опыт сценического декоратора в театре Комиссаржевской и в МХТ, Мстислав Добужинский приступил в 1914 г. к оформлению балетных постановок. Сергей Дягилев пригласил его в Париж для создания декораций. Сотрудничество со сценическим искусством открыло для художника многие драматические стороны жизни.
Годы революционных потрясений и Гражданской войны Добужинский провел в Петрограде. «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты», — писал художник. Он неустанно зарисовывал непарадные городские пейзажи, пытаясь показать внутреннюю жизнь города. Тяжелые впечатления от прозаической будничности людей, случайно связанных общим местом, находили отражение в картинах того периода.
В 1924 году Мстислав Добужинский эмигрировал в Каунас, затем переселился в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь русского зарубежья. С 1939 года Добужинский жил и творил в США. Там он работал как сценограф и занимался историей театральной живописи.
В 1950-е годы долгое время находился в Европе. В Нью-Йорк возвратился в середине осени 1957 года. Спустя месяц, 20 ноября 1957 года, Добужинский ушел из жизни.
Самые известные картины Мстислава Валериановича Добужинского
Картины Мстислава Добужинского всегда привлекали внимание ценителей искусства. Наиболее характерные работы художника:
- «Домик в Петербурге» (1905) — лирическое произведение, посвященное теме урбанизма. Ветхий деревянный домик эпохи Ампир — образ спокойствия и уюта, вытесняемый каменной громадой доходного дома.
- «Кукла» (1905) — картина символизирует воспоминания о старом городе, о детских годах, о значимых событиях в прошлой жизни человека.
- «Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга» (1906) — это образ петербургского интеллигента начала прошлого века, замкнутого, отгороженного от социальных проблем. Шедевр приобретен в 1908 году Третьяковской галереей.
- «Стеклянная улица в Вильно» (1906) — образ провинциального города. Мотивы Вильны занимают важное место в творчестве художника.
- «Львиный мост». Из серии литографий «Петербург в 1921 год» (1923) — одна из монографий о былом величии любимого автором города.
- Иллюстрация к «Слово о полку Игореве» (1951) — рисунок, в котором отражены сила свободы человека и власть природных стихий. Простыми средствами художник сумел донести взволнованность и динамику произведения древней русской литературы.
Работы Мстислава Добужинского хранятся в музейных собраниях мира и частных коллекциях, продаются на ведущих мировых аукционах.