«А если это любовь?»
Лента Юрия Райзмана «А если это любовь?», вышедшая на экраны в 1961 году, спровоцировала настоящий скандал. В фильме описаны романтические отношения девятиклассников Ксении и Бориса. Ребята сталкиваются с непониманием со стороны взрослых, но пытаются противостоять давлению и спасти свою любовь. Во главу угла режиссер поставил тему подросткового секса, за что его критиковали многие современники.
Еще до релиза картиной заинтересовались сотрудники отдела культуры ЦК КПСС. Им показалось, что лента искажает действительность и очерняет социалистический строй. В итоге фильм «А если это любовь?» все же прошел цензуру, но вызвал многочисленные споры.
Первая обнаженка
Фильм «Маленькая Вера» в свое время произвел фурор у советской публики, а Наталья Негода, сыгравшая в нем главную роль, стала настоящей звездой и секс-символом отечественного кинематографа. После выхода в прокат картину посмотрели более 55 миллионов человек, а все из-за полутораминутной эротической сцены, в которой можно было увидеть части обнаженного тела героини Негоды.
Мнения зрителей разделились: одни восхищались смелостью режиссера Василия Пичула, другие ругали его за то, что он развращает общество и показывает молодежь в неподобающем виде. Ходили слухи, что даже сам Михаил Горбачев возмутился увиденным и покинул зал, не дождавшись конца фильма.
Купальник Вертинской
Несмотря на то что в советское время цензура в кинематографе была гораздо жестче, чем сейчас, некоторые откровенные сцены в фильмах все же оставляли. Одной из таких стала сцена с участием Анастасии Вертинской.
В картине «Человек-амфибия» актриса предстала в купальнике из очень тонкой ткани, настолько тонкой, что на кадрах в воде зрители с легкостью могли рассмотреть ее соски. Моралисты возмутились: по их мнению, крутить такое в кинотеатрах было недопустимо. Съемочной команде пришлось оправдываться, объясняя конфуз небольшим бюджетом картины, который якобы не позволял покупать костюмы из более плотных и качественных материалов.
«Андрей Рублев»
Тарковский в своем фильме «Андрей Рублев» 1966 года буквально бросил вызов советской власти и социалистическому обществу в целом. Он будто бы нарочно оставил в картине немыслимое количество эротических сцен. Здесь вам и языческая оргия, и насилие, и жестокость в одном флаконе. Именно поэтому без цензуры зрители смогли увидеть это кино только в 1987 году.
А зори здесь тихие
Фильм «А зори здесь тихие» мог не выйти на экраны из-за того, что не прошел цензуру. Официальные лица настаивали на том, чтобы из картины вырезали сцены, где девушки парятся в бане или загорают почти без одежды.
По мнению цензоров, такие аморальные кадры не должны появиться в патриотическом кино. Съемочная группа, в свою очередь, просила оставить все без изменений. Спор длился два месяца. В итоге особенно пикантные моменты убрали, а сцену в бане сильно сократили. А вот по телевизору фильм показали вообще без обнаженки.
«Сто дней до приказа»
Елена Кондулайнен стала звездой советского кино после выхода фильма «Сто дней до приказа». В картине было довольно много эротических сцен, из-за которых в обществе разразился громкий скандал. Сама актриса в одном из интервью признавалась, что во время съемок даже хотела свести счеты с жизнью, настолько ей не хотелось показывать себя обнаженной. По словам звезды, от суицида ее спас водитель, который дал почитать исторический роман «Таис Афинская». Эта книга изменила отношение Елены к собственному телу.
«На следующий день снималась совсем больная, водитель подарил книгу, прочитав ее, я пришла к выводу, что надо переделывать сознание людей. Мы живем в потемках и не знаем счастья бытия. Под влиянием этого произведения пошла, гордо подняв голову, стала достойно нести звание первого секс-символа СССР и давать интервью западным изданиям, раскручивая только этот образ. В то время многие хотели перемен, и поэтому я стала популярной с эротической темой», — рассказывала актриса.
«Экипаж»
Съемки этого фильма сопровождались чередой скандалов. Началось с того, что исполнитель главной роли Леонид Филатов сперва отказался сниматься обнаженным. Его напарница Александра Яковлева оказалась менее робкой: она легко сняла с себя трусики, повергнув в шок всех, кто находился на площадке.
В итоге эротическую сцену снимали всю ночь, а наутро руководство «Мосфильма» вызвало на ковер режиссера Александра Митту. Кинематографиста обвинили в съемках оргии и попросили убрать все компрометирующие кадры. В прокат картина вышла уже в самом «целомудренном» варианте.