Политехнический музей, Москва
Эклектичное здание музея на Новой площади строили почти тридцать лет, начиная с 1874 года. В 1877-м открыли центральную часть, далее поэтапно с участием десятков архитекторов достраивали «крылья» всего архитектурного ансамбля, ставшего своеобразным островом в самом центре Москвы. Таким самостоятельным «государством» музей и оставался вплоть до 2010 года, когда был объявлен международный конкурс на реконструкцию здания и прилегающих территорий. К тому времени место, о котором когда-то легендарный критик Владимир Стасов сказал: «Прекрасен фасад Политехнического музея», изрядно подпортилось – обросло пристройками, автодорогами и стихийными парковками...
Победителем конкурса оказался японец Дзюнья Исигами, пообещавший столице музей-сад с парком, уличным амфитеатром, связующими переходами с метро и инновационной начинкой. Но быстро одобренный проект, как и сотню лет назад, превратился в долгострой стоимостью более 13 млрд рублей. И это, вероятно, не предел – открытие пока назначено на май 2021 года, но, по словам экс-директора, это будет лишь часть с постоянной экспозицией.
Музей Мунка, Осло
Новое здание музея уже претендует на рекорд – после открытия весной этого года оно станет крупнейшей на планете институцией, посвященной творчеству одного художника. Гигантское здание на берегу Осло фьорда, спроектированное испанским бюро Estudio Herreros, более чем в пять раз превосходит предыдущий дом музея, открывшийся в начале 1960-х в центре норвежской столицы.
Новостройка с одиннадцатью выставочными пространствами станет еще одной точкой культурного променада наряду со знаменитой местной Оперой-айсбергом, музеем современного искусства Astrup Fearnley Museet работы Ренцо Пиано и парком скульптур Экеберг, на склонах которого, по легенде, Эдвард Мунк писал свой знаменитый «Крик».
28 тыс. работ Эдварда Мунка, а также произведения норвежских и зарубежных художников вместят 13 этажей нового здания музея
Помимо постоянной экспозиции и временных выставок, тут будут работать исследовательский центр, библиотека и ресторан с панорамным видом.
Pudong Art Museum, Шанхай
Масштабная программа китайского правительства по возрождению культурного поля внутри страны прирастет летом очередным музеем в Шанхае. Его концепция – показ международного современного искусства, изначально включала и свежеотстроенное здание одного из звездных архитекторов планеты. На эту роль был выбран Жан Нувель, самый востребованный человек в музейном строительстве сегодня, прогремевший только в последние годы гигантскими проектами Лувра в Абу-Даби и Национального музея Катара в Дохе.
Шестиэтажное здание площадью более 30 тыс. кв. м расположено на берегу реки Янцзы, а бетонные стены в нем чередуются со стеклянными так, что часть экспозиции будет видна даже с улицы. Крыша музея оборудована под смотровую площадку, а также веранду ресторана. Пожалуй, главное, с чем повезло новой институции, – это выставочная программа. Ее первые три года будут обеспечивать лондонские Tate Britain и Tate Modern, обладающие выдающимися коллекциями мирового искусства XX века, от Пикассо и Модильяни до Уорхола, Бэкона и Дэмиена Херста.
Форум Гумбольдта, Берлин
Самый знаменитый долгострой Европы возводили от фундамента последние семь лет. Огромная институция была создана для объединения обширных археологических и этнографических коллекций Германии неевропейского происхождения под одной крышей. Была поставлена амбициозная задача – восстановить бывший дворец курфюрстов, пострадавший во время Второй мировой войны, а затем и вовсе снесенный.
Первый камень нового музея, носящего имя великих географа и путешественника эпохи Просвещения Александра и его брата-ученого Вильгельма фон Гумбольдт, был заложен в 2013-м. С тех пор открытия здания с неоклассическими фасадами с трех сторон и бруталистским, обращенным к реке, ждали в 2019 году, к 250-летнему юбилею Александра. Но стройка застопорилась, а уже в прошлом декабре инаугурации помешал локдаун. Так что допуск первых посетителей – дело ожидания победы над вирусом. Над проектом музея работал итальянский архитектор Франко Стелла.
€677 млн составила общая стоимость строительства Форума Гумбольдта. Одно лишь воссоздание исторических фасадов обошлось в €105 млн
Именно он предложил «двуличную» конструкцию здания, отдающую дань истории и современности. Внутри он сохранил план старой дворцовой застройки с двумя атриумами, но оставил лишь некоторые сохранившиеся элементы декора, полностью отделав интерьеры современными материалами. Музей будет действовать как мультикультурный центр с постоянной исторической экспозицией о культуре и искусстве стран Африки, Азии, Океании и Америки, и в то же время принимать до пяти временных выставок, театральные постановки и музыкальные выступления. Одной из первых здесь откроется экспозиция об истории самого этого места в сердце Берлина.
Музей изящных искусств, Хьюстон
Музей, расположенный в одном из богатейших американских штатов, Техасе, уже давно буквально распирало от сокровищ. Причина этому – местные коллекционеры, что всегда были щедры на пожертвования: с момента создания музея почти сто лет назад вплоть до сегодняшнего дня его коллекции регулярно пополняются самыми разными артефактами. Здесь хранится более 70 тыс. экспонатов, охватывающих историю искусства последних 6 тыс. лет.
Но самая активная и развивающаяся часть собрания – современное искусство, требующее в том числе и дополнительных площадей для демонстрации масштабных скульптур и инсталляций. Те же местные меценаты вызвались помочь музею эту проблему решить и собрали почти полмиллиарда долларов на строительство нового здания. Футуристическое ассорти разновеликих параллелепипедов под волнообразным куполом нового здания спроектировало звездное бюро Steven Holl Architects. Музей успели открыть в декабре, но вновь введенные ограничения пока не позволили ему заработать в полную мощь.
Bourse de Commerce – Pinault Collection, Париж
Франсуа Пино, один из богатейших людей мира и крупнейших коллекционеров современного искусства, идею открытия собственного музея в родном Париже вынашивал почти двадцать лет. За это время его собрание выросло до 50 тыс. единиц хранения, работы побывали на «гастролях» по всему миру, а музеями он успел обзавестись в Италии – венецианские Palazzo Grassi и Punta della Dogana делают фантастической красоты выставки с 2006 и 2009 годов соответственно.
Заминка же с Парижем была в поиске подходящего места в центре города – малыми пространствами амбиции миллиардера было не удовлетворить. И лишь четыре года назад в паре кварталов от Лувра освободилось здание биржи XIX века. Для бережной реконструкции исторического наследия был приглашен именитый японец Тадао Андо. Мастер оставил здание практически без изменений – лишь возвел в центральном атриуме бетонный цилиндр, увеличив выставочную площадь вдвое. Первая выставка здесь откроется в марте и включит шедевры коллекции, от Пабло Пикассо до Джеффа Кунса.
Большой Египетский музей, Каир
Самый ожидаемый музей мира возводят почти двадцать лет. На него потрачено более миллиарда долларов, но игра стоит свеч: он призван «обслуживать» один из главных и наиболее посещаемых аттракционов планеты – пирамиды Гизы. Циклопическое здание площадью почти 500 тыс. кв. м в форме соединенных тетраэдров проектировало ирландское бюро Heneghan Peng Architects.
Здесь разместят 100 тыс. экспонатов, включая около 3 тыс. предметов (большая часть ранее не выставлялась) из легендарной гробницы фараона Тутанхамона во главе с его золотым саркофагом. Вещи для нового музея поступают не только из Каира, но и из Александрии, Луксора и других городов.
Самый крупный объект институции – 11-метровая статуя фараона Рамсеса II весом 83 т – будет встречать посетителей в обширном атриуме, куда, по уверениям музейщиков, мог бы «без труда въехать боинг».
ГЭС-2, Москва
О бывшей электростанции на Болотной набережной говорят уже несколько лет, с тех пор как ее приобрел фонд V –A – C миллиардера Леонида Михельсона. Известный меценат практически шел по пути своего французского «коллеги» Франсуа Пино – собрал впечатляющую коллекцию и открыл в Венеции собственное пространство фонда.
А после того как в Москве подвернулось подходящее здание, решил представить фонд и здесь, пригласив на реконструкцию индустриального комплекса самого Ренцо Пиано, автора парижского Центра Помпиду.
Новую ГЭС-2 организаторы называют «Домом культуры» и обещают, что «посетители смогут вместе с художниками открывать новые формы самовыражения и способы познания»
Новое место организаторы называют «домом культуры» и обещают, что «посетители смогут вместе с художниками открывать новые формы самовыражения и способы познания»