1. «Аванпост» (2019), Егор Баранов
По неизвестной причине большая часть стран на Земле одномоментно перестает отвечать на какие-либо сигналы, связь с ними утеряна. В то же время космонавты с орбиты замечают небольшое пятно над Восточной Европой. На земле, за его границей, военные находят только шокирующие следы столкновений и массу погибших.
«Аванпост» – кино о войне миров, где главная роль отводится российским военным. Они будут разбираться с причиной апокалипсиса, попутно демонстрируя всю мощь российского оружия. «“Бегущий по лезвию” встретился с “Черным ястребом”, только действие происходит в России», – так фильм описывает режиссер Егор Баранов. Эпичный блокбастер попал в шорт-лист фестиваля Cinequest в Сан-Хосе, Калифорния, и был в прокате в 25 странах мира.
2. «Притяжение» (2017), Федор Бондарчук
Российская версия «Прибытия» и «Района №9» – фильм про инопланетное вторжение и угрозу всему человечеству. На московский спальный район Чертаново неожиданно падает инопланетный летающий объект. Люди в панике, военные шокированы не меньше (хотя это и их рук дело – привет вечному столкновению с НАТО), и только молодая пара влюбленных из Чертаново решается на непредсказуемый «первый контакт».
«“Притяжение” – первый российский фильм в сегменте young adult. Там же, где “Сумерки”, “Голодные игры” и “Бегущий в лабиринте”», – писал российский кинокритик Антон Долин. Если вы фанат этого жанра, то этот фильм точно для вас. Всем остальным будет интересно посмотреть на излюбленный Голливудом сюжет на «российском материале». К слову, тут обошлось без напыщенной патриотической повестки.
В 2019 году у фильма появился сиквел – «Вторжение» – с новой инопланетной угрозой и эффектно затопленной Москвой.
3. «Инволюция» (2014), Павел Хвалеев
Что если человечество остановится в развитии, и животные инстинкты станут для нас первостепенными? Агрессия, защита потомства, спонтанное сексуальное влечение – все это выйдет из под контроля, и в мире начнется жесткий естественный отбор.
«Инволюция» – это авторская антиутопия о теории Дарвина, обернувшейся вспять. Фильм Хвалеев делал в копродукции с Германией. «Мы старались выдержать картину в арт-хаусной манере, не уходя в подражание мейнстримному Голливуда», –говорил режиссер. Такой подход только добавил ей оригинальности: минимум спецэффектов и больше психологической драмы на фоне сошедшего с ума мира.
4. «Отдать концы» (2013), Таисия Игуменцева
Жители обычной русской деревни узнают по телевизору, что через сутки наступит конец света, и начинают делать то, на что решились бы только в таких экстремальных обстоятельствах.
Комедийная драма в 2013 году была отмечена кинокритиками и вне конкурса поехала в Канны. «Я старалась сделать такую интернациональную историю, которая будет понятна в любом уголке мира любому человеку», – отметила режиссер. В конце концов, перед апокалипсисом все мы хотим одного и того же.
5. «Шопинг-тур» (2012), Михаил Брашинский
Весь фильм снят будто бы на мобильный телефон подростка, который отправился с мамой в двухдневный тур в Финляндию. До Финляндии от родного Санкт-Петербурга им как рукой подать, это уже своего рода местная традиция – ездить на шопинг к европейским соседям. Псевдодокументалка начинается с туристического автобуса, а заканчивается шопингом в приграничном финском гипермаркете, где и разворачивается главный сюжет кино: сына и мать, вместе с другими туристами, запирают в торговом центре. На них начинается охота.
Не совсем классическую историю зомби-апокалипсиса в 2012 году оценили на кинофестивалях «за юмор и жанровую дерзость», а мы советуем его также за редкостный реализм – смотреть этот фильм одновременно и смешно, и страшно.
6. «Письма мертвого человека» (1986), Константин Лопушанский
Советский фильм-катастрофа про ядерный взрыв на американской военной базе. Кругом выжженное пространство, радиоактивные руины и люди, которые пытаются выжить в подвалах и бункерах. Главный герой, ученый Ларсен, ищет причины случившегося и ответ на ключевой вопрос: а как жить после ядерного апокалипсиса?
«Письма» появились в тот же год, когда случился взрыв в Чернобыле (это было совпадением), и шокировал советских зрителей. Режиссер, убежденный последователь Андрея Тарковского, правда, сделал ленту с упором не на ужасы «ядерной зимы», а на метафизику человека: кто он и зачем в этом мире.