Первая «Бесприданница» советского кино: почему Нина Алисова заслужила славу роковой женщины
914
просмотров
15 декабря исполняется 106 лет со дня рождения известной актрисы театра и кино, заслуженной артистки РСФСР Нины Алисовой.

Современным зрителям ее имя наверняка ни о чем не говорит, ведь, когда заходит речь об экранизации «Бесприданницы» А. Островского, все наверняка вспоминают «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. А ведь первой советской актрисой, сыгравшей в кино Ларису Огудалову, была Нина Алисова, и именно на эту экранизацию ориентировался Рязанов. А Нину Алисову долгие годы называли эталонной «Бесприданницей» и одной из самых желанных советских актрис, перед которой не мог устоять никто из мужчин.

Актриса в молодости

Точной даты ее появления на свет никто не знал – Нина Алисова скрывала свой возраст и, говорят, даже подправила год рождения в паспорте. А потому в некоторых источниках указывается не 1915-й, а 1918-й год. По внешнему виду определить ее возраст было просто невозможно – она в 50 могла сыграть старушку, а в 70 лет выходила на сцену, и ее глаза так горели, а игра так завораживала, что зрители в зале видели перед собой все ту же молодую «Бесприданницу».

Актриса в молодости

Нина Алисова родилась и выросла в Киеве и с 7 лет выступала на сцене Киевского детского театра. В 15 лет она впервые появилась на экранах. Режиссер Константин Эггерт, который в ту пору снимал фильм в Киеве, снял ее в эпизоде, где она должна была горестно плакать. А после этого он подарил ей фотографию с подписью: «Девочке Нине, самородку». Ей врезались в память его слова: «Когда подрастешь, закончишь учебу, приезжай в Москву и будешь учиться во ВГИКе».

Триумфальный дебют

Триумфальный дебют Нина Алисова в фильме *Бесприданница*, 1936

Отучившись в Киевском музыкальном техникуме, Нина Алисова решила последовать совету режиссера, отправилась в Москву и действительно поступила во ВГИК. Еще во время учебы она получила предложение сыграть главную роль в фильме Якова Протазанова «Бесприданница». Претенденток на роль Ларисы Огудаловой было так много, и среди них было столько опытных красавиц-актрис, что сначала Алисова даже не рискнула поехать на пробы. И только после второго приглашения одолела свою робость – и обошла всех претенденток!

Нина Алисова в роли Ларисы Огудаловой

У нее действительно было немало поводов для сомнений – в театральных постановках Ларису играли лучшие актрисы, самой яркой из которых была Вера Комиссаржевская. «Бесприданница» с ее участием имела такой оглушительный успех, что именно после этого в России новорожденных девочек начали называть именем Лариса.

Кадр из фильма *Бесприданница*, 1936

Когда в конце 1936 г. фильм вышел на экраны, реакция кинокритиков была неоднозначной. В «Вечерней Москве» писали: «Фильм дает всего лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову»; в другой рецензии заявляли, что «в фильме нет страсти, темперамента, гнева Островского». А вот зрители были в восторге, ведь и по своей тематике, и по жанру «Бесприданница» явно выбивалась из ряда всех фильмов 1930-х гг., среди которых были сплошь заидеологизированные драмы и музыкальные комедии.

Не только «Бесприданница»

Не только «Бесприданница» Нина Алисова в фильме *Академик Иван Павлов*, 1949

Роль Ларисы Огудаловой стала визитной карточкой Нины Алисовой и началом ее успешного пути в кино. Даже свою дочь она назвала Ларисой в честь своей самой любимой киногероини. Позже актриса более 1000 раз появлялась в этом образе на театральной сцене, сыграв более чем в 100 спектаклях в разных городах СССР. Из-за этого ее часто несправедливо называли актрисой одной роли.

Кадры из фильмов *Новая Москва*, 1938, и *Радуга*, 1943

А ведь кроме «Бесприданницы», у нее было еще немало творческих вершин. За роли в фильмах «Дурсун» и «Радуга» Алисова получила 2 Сталинские премии. Среди самых значимых ее киноработ называют также роли в фильмах «Поединок», «Посеяли девушки лен», «Тени забытых предков», «Транссибирский экспресс», «Пусть он выступит», «Испытатели» и др.

«Фонтан энергии»

«Фонтан энергии» Кадр из фильма *Посеяли девушки лен*, 1956

Все, кто знал Нину Алисову, говорили о том, что она была не просто красивой женщиной – в ней была та особая манкость и притягательность, которые не зависят от внешних данных. Сам Яков Протазанов не смог устоять перед юной дебютанткой и принялся ухаживать за ней на съемках «Бесприданницы». Их роман был платоническим: режиссер приглашал ее в театры и в музеи, говорил с ней о книгах и обо всем на свете, кроме собственных чувств.

Нина Алисова и Валентин Кадочников

А Нина была влюблена – правда, не в него, а в помощника режиссера Валентина Кадочникова, за которого вскоре и вышла замуж. В браке с ним у нее родился сын Вадим, ставший впоследствии кинооператором, и дочь Лариса, которая пошла по ее стопам и стала актрисой. Муж ее боготворил, но вместе они прожили недолго – в 29 лет его жизнь оборвалась из-за воспаления легких.

Дочь Алисовой говорила о ней: «В ней был какой-то внутренний огонь, темперамент, экспрессия. Я никогда не видела ее скучающей или плачущей. Это был фонтан энергии, которой мама заряжала абсолютно всех! В маму было невозможно не влюбиться…». У нее было огромное количество поклонников, но актриса была избирательной.

Нина Алисова в фильме *Тени забытых предков*, 1964

Ее вторым мужем стал оператор «Мосфильма» Петр Кузнецов, в гражданском браке с которым они провели 15 лет, пока он не ушел из жизни, тоже преждевременно. Потом Алисову пригласили в Саратовский академический театр. Она провела там 3 года, а обратно вернулась с новым избранником – актером Виктором Неденталем, который был моложе нее на 20 лет! Она устроила его ассистентом на киностудию, а вскоре он начал выпивать и скоропостижно скончался.

Кадр из фильма *Путь он выступит*, 1981

Дочь актрисы говорила: «Мужчины рядом с мамой просто сгорали. Она была слишком свободной и независимой. Всегда всеми повелевала… Помню, когда ей было лет 75, она приехала ко мне в Киев. Пошла на какую-то встречу в Дом актеров, приходит – я ее не узнаю. Стоит молодая женщина лет 25, на голове – белая роскошная косынка. Я спрашиваю: «Мама, что с тобой?» А она восторженно: «Меня только что провожали два генерала!» Она умела покорять мужчин одним взглядом…».

Рязанов vs Протазанов

Рязанов vs Протазанов Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

После выхода на экраны «Бесприданницы» Протазанова долгие годы никто из режиссеров не покушался на повторную экранизацию этого произведения. Эльдар Рязанов признавался: «Слишком уж памятен был успех, слишком уж рискованно было вступать в творческое соревнование с лентой, живущей в сердцах миллионов… Любители кино вступали со мной в беседы прямо на улицах. Мне приходили письма от зрителей самых разных социальных категорий. Вот, например, такое письмо: «Вы что же? Думаете, что сможете петь лучше, чем Шаляпин?.. Под «Шаляпиным» подразумевалась протазановская лента».

На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Свою работу Рязанов начал с просмотра фильма Протазанова. Интересно то, что оператором в «Жестоком романсе» стал Вадим Алисов – сын первой советской «Бесприданницы». И перед тем, как приступить к съемкам, режиссер позвонил Нине Алисовой и спросил, не возражает ли она против новой попытки экранизировать классику. Конечно, он мог бы этого и не делать, но для Рязанова этот жест был данью уважения знаменитой актрисе.

Она в ответ пожелала ему успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать выхода фильма на экраны. А после премьеры Нина Алисова опубликовала в «Литературной газете» рецензию, где лестно отозвалась о новой версии «Бесприданницы». В ней не было ни творческой ревности, ни снисходительного отношения к «преемнице» Ларисе Гузеевой, ни преувеличения собственных заслуг. И в этом была она вся.

Нина Алисова в фильме *Испытатели*, 1987

Она была молода и энергична до тех пор, пока выступала на сцене. А когда Театр киноактера в 1990-х гг. закрылся, жизнь словно потеряла для нее смысл и остановилась. И актриса угасла в считаные дни. Она потеряла интерес ко всему вокруг и почти не вставала с кровати. Наверное, только тогда она впервые ощутила на себе весь груз прожитых лет. Осенью 1996 г. Нина Алисова ушла на 81-м году жизни.

Нина Алисова в фильме *Испытатели*, 1987

А этот фильм стал признанной классикой только годы спустя: Почему Андрей Мягков чуть не погиб на съемках «Жестокого романса», а фильм получил разгромные рецензии.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится