О личности Перуджино до сих пор ходит множество слухов, потому что до наших дней дошли лишь немногочисленные данные о детстве и юности живописца. Известно, что он родился в небогатой семье и еще совсем в юные годы познал бедность и нужду. Это воспитало в нем трудолюбие и бережное отношение к деньгам.
В 1470 году без гроша в кармане художник прибыл во Флоренцию. Долгое время он был настолько беден, что даже не имел возможности приобрести хорошую постель и поэтому спал в старом сундуке. Позже, получая немаленькие гонорары, он не изменил своей привычке, не тратил деньги на удобства и продолжал спать на том же неудобном ложе. Этот факт весьма саркастически прокомментировал в своей работе «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» критик Вазари. Автор с надменным упоением описал бедность, в которой вырос художник, и сделал вывод, что она превратила Перуджино в скупого и прижимистого человека. Не исключено, что такое предвзятое мнение – не что иное, как зависть Вазари к таланту художника.
В подростковом возрасте Пьетро начал брать первые уроки рисования у Франческо ди Бонифации. Но, по словам того же Вазари, сам наставник был не силен в искусстве и учил начинающего художника превращать творчество в ремесло для заработка денег. К слову, обучение живописи проходило в местечке Перуджи.
Через долгие годы это послужило причиной того, что художник стал работать под псевдонимом «Перуджино».
Есть мнение, что Пьетро параллельно учился еще и у Фиоренцо ди Лоренцо. Но, скорее всего, это только слухи, так как учитель и ученик были ровесниками. Единственным наставником Перуджино, который к тому времени уже добился признания, был флорентиец Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого художник поступил уже в возрасте 25 лет.
Длительный этап ученичества Пьетро завершился к 1472 году, и он отправился в самостоятельное плавание. Выйдя из-под надежного крыла Вероккьо, Перуджино открыл во Флоренции собственную мастерскую, где позднее учились такие выдающиеся мастера, как Рокко Дзоппо, Баккьякка и Рафаэль Санти.
Одной из ранних работ Пьетро Перуджино, дошедших до наших дней, стала фреска «Святой Себастьян», написанная для церкви Санта-Мария в Черквето.
Уже первые произведения живописца получили восхищенные отзывы, а слава об их создателе быстро распространилась за пределы тосканской столицы. Даже Вазари, который ранее был несправедлив к Перуджино, отмечал:
«Пьетро добился известности не только во Флоренции, но и во всей Италии, а также во Франции, Испании и других странах»
Период расцвета творчества художника пришелся на последние десятилетия XV века. В то время Перуджино был приглашен папой Сикстом IV в Рим для росписи капеллы в соборе святого Петра. К сожалению, эти работы не сохранились, их описание можно встретить только в архивных документах. Художник зарекомендовал себя как настоящий профессионал, и его еще не раз приглашали в Рим для создания новых росписей.
Так, вместе с другими флорентийскими художниками Пьетро работал над украшением Сикстинской капеллы. В первоначальном варианте вся стена капеллы была украшена только работами Перуджино: на алтарной стене была фреска «Вознесение Богоматери», а по бокам от нее располагались «Рождество» и «Нахождение Моисея». Но потом изображения убрали, на их месте появилась фреска «Страшный суд» кисти Микеланджело, и в капелле сохранилась только одна роспись Пьетро – «Передача ключей апостолу Петру».
Работая над фресками, художник создал собственный метод изображения, характерной особенностью которого являются умиротворение и гармония. Так, в «Передаче ключей» это нашло воплощение в просторном городском пейзаже в центре которого располагается центрический храм, безупречно соответствующий принципам гуманизма эпохи Ренессанса.
Самой известной работой Пьетро Перуджино стала фреска «Распятие». Ее композиция делится на три части: в центре изображен крест с распятым Христом, возле которого преклонила колени Мария Магдалина, в правой части триптиха помещены апостол Иоанн и святой Бенедикт, а в левой - Богоматерь и святой Бернар.
Позднее художник продолжал много работать с фресками, но ключевым направлением творчества стала алтарная картина. Его тип большого живописного алтаря был основан на композиционном и колористическом равновесии. Эта гармония в сочетании с поэтическим лиризмом сюжета характерна для лучших полотен Перуджино - «Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем» и «Видение святого Бернара».
Перуджино успешно работал и в жанре портретной живописи. В самом известном произведении этого направления - «Портрете Франческо делле Опере» - прослеживаются все характерные особенности полотен с изображением лиц людей.
Так, совершенно очевидно, что пейзаж на нем играет второстепенную роль, а основное внимание живописец уделяет модели. Строгое лицо героя обладает редкой выразительностью: насупленные брови и властный рот характеризуют Франческо, как человека с суровым характером.
Ясности и уравновешенности, двух основных принципов изображения, придерживался и знаменитый ученик Перуджино Рафаэль Санти. Кстати, именно ему учитель завещал развивать их, предвидя, что именно гармония проложит путь классицизму в эпоху Ренессанса.