Вслед за мечтой
Эра Зиганшина родилась и выросла в Казани. Отец хотел назвать дочь Воэрой, Военной эрой, так как она появилась на свет в 1944 году, но мама несколько дней подряд умоляла его отказаться хотя бы от первой части имени. Сама она мечтала назвать дочь Луизой, но отец был непреклонен.
Эра росла очень активным ребёнком. Она не только хорошо училась в школе, но и посещала все кружки: пела, танцевала, писала стихи и рисовала. Ещё она училась по классу скрипки, а во втором классе её вместе с другими учащимися музыкальной школы отобрали для участия в хоре в некоторых постановках оперного театра.
Именно тогда Эра заболела театром. Ей нравилось там буквально всё: тяжёлый занавес, лёгкий запах канифоли, смешивающийся с ароматом пудры и театральной пыли, суета, царящая за кулисами.
Однажды мама прочитала запись в личном дневнике Эры о том, что она мечтает стать актрисой. Женщина плакала и уговаривала дочь одуматься. Больше всего её беспокоило, как отнесётся к мечте девочки отец. Будущая актриса не собиралась изменять своей мечте, но дневник в тот же день сожгла на заднем дворе и научилась не доверять свои мечты даже бумаге.
Несмотря на то, что отец и мать настаивали на поступлении дочери в университет на физический или филологический, Эра твёрдо решила ехать в Москву в театральный. И ей пришлось буквально бежать в столицу, даже не взяв с собой никакие вещи, кроме той одежды, в которой она была, лёгкого сарафанчика и каких-то ещё мелочей, поместившихся в небольшую сумку.
Она поступила в Щукинское училище, но родители её выбор ещё долго не принимали. Мама иногда писала письма и высылала немного денег, но на все просьбы дочери выслать ей хотя бы тёплые вещи лишь умоляла Эру одуматься и вернуться домой. Уж слишком несерьёзной казалась им профессия актрисы.
Москва – Ленинград
На втором курсе училища Эра увидела постановку БДТ, который приехал в Москву с гастролями. Тогда она реально заболела этим театром и даже пошла на обман. Узнав, что Георгий Товстоногов объявил прослушивание для выпускников столичных театральных ВУЗов, Эра пришла на показ. Желающих попасть в БДТ было очень много, но в результате оставили одну Эру. Ей пришлось признаваться в том, что она второкурсница. Но Товстоногов её все же взял, доучивалась она уже в студии при БДТ.
Но в свою труппу Георгий Александрович её не взял, объяснив это тем, что актриса обладает весьма анархическим характером и не понимает, что театр – это, прежде всего, коллективный труд большого числа людей. Вердикт мастера был очень жесток: все перечисленные качества не позволят Эре Зиганшиной стать хорошей актрисой, несмотря на явный талант, ум и эмоциональность.
Характер у актрисы действительно был сложным. Она легко могла разозлиться на что-то и наговорить собеседнику много нехорошего. Эра Гарафовна сама часто не знала, как отреагирует на ту или иную ситуацию. Не было в ней нужной гибкости и желания искать компромиссы. С годами, конечно, пришли и мягкость, и терпимость.
После отповеди Товстоногова Эра Зиганшина с ним даже не здоровалась, но после студии БДТ была принята в труппу театра «Ленком», где проработала долгие годы. Ей сразу же дали роль Люси в «Трёхгрошовой опере», а уже через несколько лет Эра Зиганшина уже была ведущей актрисой театра и недостатков в ролях не испытывала.
Роман без взаимности
В 20-летнем возрасте она играла принцессу в телеспектакле «Двенадцать месяцев». Тогда её коллега Николай Боярский горячо уговаривал актрису: ей непременно нужно пойти на «Ленфильм», где будут снимать «Снежную королеву». Актёр был уверен в том, что её с радостью возьмут на роль маленькой разбойницы.
После его убеждений Эра отправилась на киностудию, ожидая встретить там чуть ли не распростёртые объятия. Но на роль уже была утверждена другая актриса и Эра, едва сдерживая слёзы, только и смогла выпалить: «Лучше меня всё равно никто не сыграет!» Расплакалась она уже на улице.
Но уже через несколько дней ей позвонили и пригласили на съёмки даже без кинопроб. Практически все участники съёмочной группы, увидев работу Эры в кадре, облегчённо вздохнули. По всей видимости, у её предшественницы роль никак не шла.
Однако самой Эре работа в кино не понравилась. В ней не было той душевности и поддержки от коллег, которые она привыкла ощущать в театре. Каждый занят своим делом, актёры повторяют дубль за дублем. Актрисе отчаянно не хватало слов ободрения, каких-то эмоций, аплодисментов, в конце концов.
А после выхода сказки на экраны предложения от режиссёров сыпались на неё, как из рога изобилия. Но Эра Гарафовна твёрдо решила отдать предпочтение театру. Тем более, что роли ей предлагались слишком уж однотипные, в стиле всё той же маленькой разбойницы. Так что большой любви с кинематографом у неё не случилось. Следующие десять лет она снималась только в том случае, если роль ей импонировала. Одной из ярких работ того времени стала роль Урсулы в «Небесных ласточках».
Лишь в 1990-е годы она вернулась в кино из-за необходимости кормить семью. На тот момент у актрисы было уже трое детей и надо было как-то жить. Впрочем, Эра Гарафовна и сегодня признаётся: сниматься она по-прежнему не любит и не чувствует камеру.
Без оглядки на прошлое
Родители приняли выбор дочери, лишь когда увидели её на сцене. Вместе с труппой Ленкома Эра Зиганшина была на гастролях в Казани, когда в театр пришли все её родственники вместе с мамой и папой. Когда же режиссёр объявил о том, что в зале присутствуют родители актрисы, зрители аплодировали им стоя. Папа плакал, а мама едва сдерживала счастливые слёзы.
Уже вечером отец признался: он был к ней чрезмерно строг, но очень хотел, чтобы дочь вернулась домой. После посещения спектакля и душевного разговора папа совершенно изменил своё отношение к профессии Эры, гордился дочкой, собирал все рецензии и статьи о ней, держал их в отдельном альбоме и обязательно показывал гостям.
Эра Гарафовна сегодня советует девочкам, которые собираются стать актрисами, выбирать эту профессию только в том случае, если они не мыслят жизни без сцены. Только это поможет смириться со всеми тяготами жизни артиста.
Сама актриса дважды побывала замужем и оба раза была счастлива. С первым мужем, Владимиром Головиным, они прожили 17 лет, стали родителями двух детей, Кати и Алёши. Но всё рухнуло в один миг, когда Эра Гарафовна влюбилась в актёра Владимира Рожина, пришедшего в их театр.
Тогда её даже вызывали в высокие инстанции, уговаривая сохранить семью. Но актриса всё же развелась с первым мужем и вышла замуж за любимого человека, от которого родила младшего сына Володю.
Она не могла уделять детям слишком много внимания из-за своей загруженности. Но при этом считает: ей несказанно повезло, потому что они все выросли хорошими людьми.
Сегодня актриса играет в Александринском театре, снимается в кино и даже подумывает о том, чтобы написать мемуары о своей жизни и о тех незабываемых встречах, которые подарила ей судьба.