Он стал первым украинцем, которого приняли в члены «Золотой гильдии» в Риме, а в британском рейтинге «Топ-100 гениев современности» он занял 72 ступень. Сейчас Марчук самый титулованный художник Украины, лауреат Шевченковской премии, изобретатель авторского стиля живописи. И сегодня в нашей публикации уникальная галерея работ мастера, манера которого напоминает переплетение множества разноцветных нитей на холсте. Смотрите и восхищайтесь!
Несколько слов о художнике
Иван Марчук (1936 г.р.) родом из села Москалевка Тернопольской области, которое на момент рождения живописца была под управлением Польши. Родился он в семье известного на всю округу мастера ткацких дел. Еще с раннего детства художник знал, что путь его предначертан: «Понимаете, откуда-то сверху Бог мне подсказал: "Ты должен заниматься именно этим. Бери карандаши или ручку и порть свой альбом". И я начал его портить – срисовывать из читанки писателей. И если уж перст Господень указал мне на то, что я должен взять в руки кисть… Это, очевидно, и был талант. Я уже не спал, не ел – рисовал, где только можно было, и думал, как это продолжить»,- из воспоминаний самого Ивана Марчука.
В 1956 году Иван окончил Львовское училище прикладного искусства. Обучение в котором дало юному Марчуку колоссальные знания о различных декоративно-прикладных техниках. Далее продолжил обучение на кафедре керамики Львовского института прикладного и декоративного искусства. Еще будучи студентом, он исследовал мировые художественные течения, принципиально обходя соцреализм. Еще тогда молодой художник фанатично искал свой путь, свой стиль и технику.
Творческий путь
И творил он всегда как подсказывала ему душа, тонко чувствовавшая и красоту родного края, и несправедливость, и боль за свой народ. Поэтому в советское время Иван был под постоянным «прицелом» властей. И поэтому вплоть до 1988 года Союз художников официально не признавал творчество этого мастера.
В 1979 году его картины были представлены на первой коллективной выставке украинского нонконформизма, организованной украинской диаспорой в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Именно там на него обратили внимание западные искусствоведы. К слову, в том же году состоялась и первая персональная выставка Ивана Марчука в Москве на улице Малой Грузинской, 28.
В 1989 году художник эмигрировал в Австралию, а оттуда в Канаду и США. За рубежом к нему пришел долгожданный успех и признание. На родине также вспомнили и заговорили о живописце. Иван Стапанович получил звание Заслуженного художника Украины (1996), а через год стал лауреатом национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. По возвращении в Украину в 2002 году художнику присвоили звание Народного художника Украины.
На сегодняшний день Иван Степанович Марчук - художник с мировым именем, основавший новый стиль в искусстве живописи, создавший более 5000 работ и проведший более 100-а персональных выставок в разных станах по всему миру. С 2006 года по решению Международной академии современного искусства в Риме является членом "Золотой гильдии", в которой насчитывается всего 51 художник со всего мира. А в 2007-м года по версии британской газеты The Daily Telegraph Марчук назван гением современности. Причем вполне заслуженно.
"Когда я вхожу в мастерскую и смотрю на стопы картин, когда вспоминаю полотна, рассеянные по миру, теплее становится… Это единственное, в чем я доволен собой. Есть выражение: «Жизнь идет, а биография стоит», так вот, чтобы удостовериться, что моя биография не стояла, я мысленно перебираю свои работы… Нужно время, чтобы картину сделать, а их у меня уже больше пяти тысяч, и я смело, как Рембрандт когда-то, могу сказать, что недаром прожил жизнь"- так комментирует свой длинный творческий путь 84-летний мастер.
«Дайте мне тысячу лет – и я разрисую небо». Иван Марчук
Как было сказано выше художник является автором более 5000 работ, которые можно разделить на двенадцать основных периодов: «Голос моей души», «Цветные прелюдии», «Портрет», «Натюрморт», «Цветение», «Пейзаж», «Шевченкиана», «Новые экспрессии», «Белая планета 1», «Белая планета 2», «Выходят мечты из берегов», «Взгляд в бесконечность».
Уникальная техника «плентанизм»
Начиная с первого цикла работы мастера получили название «Голос моей души» и стали основой для всех последующих направлений в творчестве художника. Именно с этого периода появились у Ивана Степановича картины, созданные в новой авторской технике «плентанизм» (укр. «пльонтанизм»). Такое определение ей дал сам автор. Происходит оно от украинского слова «пльонтати», то есть – плести.
Внимательно присмотревшись, вы увидите, что его полотна как будто созданы уникальным переплетением множества разноцветных нитей. Потрясающая завораживающая техника, приковывающая взгляд и вызывающая желание у зрителя потрогать руками и попробовать смотать нити на клубки.
Краски в своем творчестве художник использует на водной основе, по консистенции довольно густую, которая, ложась на холст имеет объемную фактуру, что и создает впечатление кружевных плетений.
Наиболее всего впечатляют невероятные пейзажи самобытного мастера. На первый взгляд, казалось бы, совершенно простые пейзажи. Но, свето-цветовая гамма играет свою невероятную роль, придавая полотнам дополнительное значение. К примеру, вот чей-то дом, светлый и радостный, хотя покосившийся забор свидетельствует о запустении. Справа под лучами весеннего солнца греется старое дерево, такое же ветхое, но не менее значимое для цветовой и композиционной целостности картины. Жизнь здесь пришла в упадок, но не погасла.
Полотна художника с изображением хат-мазанок никак нельзя отнести к тоскливым пейзажам. Мастер оживил их определенным деталям: вкраплениями солнечного или лунного света, бликам сверкающего снега и наложению мерцающих теней.
Работы Марчука настолько великолепны, что на них можно смотреть подолгу, не уставая взглядом отслеживать хитросплетения красочных тончайших мазков.
P.S. «Свои картины я не выдумывал, они мне являлись, это картины-притчи…»
И в заключение хотелось бы отметить, что по политическим взглядам вечный бунтарь Иван Марчук снова находится в противостоянии ко власти. Он безмерно влюблен в природу родной земли, в ее характер и непринужденность, но всей душой презирает отношение людей друг к другу и власти к порядкам.
С большой скорбью и душевной болью он отзывается о своей родине: «В Украине много свободы, но это не та свобода, которая нужна. Я жил в Америке, в арабских странах. Нигде не нарушал законов, хотя и не знал их. В Украине беззаконие, полная анархия. Свобода у нас – это негатив. У нас есть свобода слова, но есть и безнаказанность и произвол. Человеку гораздо приятнее делать зло, чем добро. Я всегда говорю: “Люди, спешите делать добро, оно вернется”».
Это поистине слова мудрого человека, прожившего длинную плодотворную жизнь и оставившего после себя наследие, которое будет жить в веках.
Сегодня также хотелось бы вспомнить творчество всемирно известного американского художника Эндрю Уайета, вошедшего в число самых дорогих современных художников мира XX века, который долгое время был непризнанным и отверженным критиками. Его картины, написанные в реалистичной манере, в эпоху взлета абстракционизма и модерна вызывали бурю протеста у искусствоведов и море восхищения у простой публики.