Как ни крути, а Микеланджело был и остается величайшим художником и самым влиятельным скульптором в истории, недаром созданные им образы до сих пор активно тиражируют в рекламе всего на свете.
Но есть во Флоренции одна работа, приписываемая мэтру, про которую слыхом не слыхивало подавляющее большинство туристов, отправляющихся в город на реке Арно. А между тем находится она на всеобщем обозрении, и, если вы бывали на родине итальянского Ренессанса, то точно гуляли рядом с ней. Располагается секретная работа на стене Палаццо Веккьо, где проживали Медичи до того, как перебрались во дворец Питти, а называется L’importuno di Michelangelo, что корректнее всего можно перевести, как «Раздраженный Микеланджело» или «Микеланджело достали».
По факту, это небольшой портрет, нацарапанный чем-то острым на камне знаменитого флорентийского палаццо в форме ладьи, где Буонаротти долго и плодотворно трудился. Сию работу, согласно городской легенде, Микеланджело выполнил не на заказ, а от злости, ибо человеком он был темпераментным: даже папу римского с его просьбами расписать стену Сикстинской капеллы посылать не стеснялся.
Об истории возникновении рисунка ходят три легенды. Согласно самой популярной, однажды на площади художник столкнулся с малознакомым человеком, который решил завязать с Микеланджело непринужденную беседу. И она получилась неожиданно долгой. Слишком долгой. Буонаротти пытался найти способ завершить разговор и улизнуть, но у него ничего не получалось. Тогда, частично от скуки, частично, чтобы снять раздражение он вытащил из кармана крошечное зубило, молоточек и выбил на стене Палаццо Веккьо портрет горожанина, изводившего его скучной беседой. Кстати, если верить легенде, разговорчивый спутник Микеланджело был настолько увлечен собственной речью, что даже не заметил, как на стене возник его портрет.
Версия – забавная, возможно, поэтому она столь популярна, но существует и другая, в разы более драматическая. Как известно, на площади у Палаццо Веккьо во времена Ренессанса регулярно проводились казни через повешенье, и сторонники альтернативной легенды о происхождении рисунка считают, что Микеланджело изобразил на стене здания лицо человека, которого вели на казнь.
Третья легенда уже про деньги. Ее сторонники полагают, что Буанаротти высек в камне портрет гражданина, который был ему должен приличную сумму, но отказывался отдавать. Что же, зная о взрывном характере Микеланджело, в нее веришь особенно охотно. Так или иначе, оказавшись во Флоренции, не пропустите рисунок L’importuno di Michelangelo – он находится на стене Палаццо Веккьо сбоку у входа сразу за статуей Геркулеса.