Рисунки вместо слов: любопытные факты из истории карикатуры
1,004
просмотров
Карикатура — один из массовых видов искусства: откройте любую газету и наверняка увидите на одной из первых полос язвительную картинку, которая иллюстрирует либо злободневную статью, либо кроссворд или сканворд. Не секрет, что мастерски выполненный рисунок может многократно усилить, подсветить идею статьи.

Слово «карикатура» имеет итальянские корни. Его можно перевести как «преувеличивать» или «нагружать». Некое подобие карикатур существовало еще в доисторические времена. Например, сохранились первобытные наскальные рисунки, намеренно принижающие отвагу врагов, их сексуальную мощь и иные положительные качества. По-видимому, это делалось не только для насмешки, но и было неким своеобразным ритуалом, который сулил победу.

На древнегреческих амфорах изображались религиозные сюжеты и сценки из жизни, а также и обличающие рисунки, посвященные жадности, продажности, похоти и иным слабостям, в том числе и вполне конкретных лиц.

В средневековой Европе карикатура пользовалась бешеной популярностью у простолюдинов. Во многом потому, что значительная часть населения читать не умела. Забавная картинка могла рассказать больше, чем любая статья, но далеко не всегда имела политическую направленность. Напротив, часто встречались иллюстрации назидательные, изображавшие простые человеческие пороки. В качестве примера можно вспомнить «Слепых» Питера Брейгеля, где черный юмор сочетается с глубоким религиозным смыслом. Еще один мастер подобного обличающего рисунка — Иероним Босх («Удаление камней глупости», «Смерть скряги»).

Рисовал карикатуры и Леонардо да Винчи. Так, его авторству принадлежит произведение «Пять гротескных голов», где в несколько преувеличенном виде изображены сильные человеческие эмоции, такие как страх, ярость, гордыня

Ко второй половине XVIII века достигла небывалого расцвета политическая карикатура. Одним из самых известных художников того времени стал англичанин Джеймс Гилрей. В своих рисунках он высмеивал европейских правителей, в том числе Наполеона Бонапарта. Последний болезненно воспринимал карикатуры на себя, а Гилрея обещал повесить. Многие карикатуристы оказывались за решеткой. Так, французский художник и журналист Шарль Филипон, основавший одну из первых специализированных европейских газет, которая так и называлась — La Caricature, однажды изобразил тогдашнего короля Луи-Филиппа в образе груши, и это не сошло ему с рук: художнику пришлось несколько месяцев провести в тюрьме и выплатить немалый штраф.

Отцом американской карикатуры считают Томаса Наста. Это он популяризировал легендарного дядюшку Сэма — высокого седоволосого мужчину с острой бородкой и в звездно-полосатом костюме. Дядюшка Сэм символизировал федеральное правительство, призывающее северян на войну с мятежными южными штатами, и пользовался бешеной популярностью. Сам президент Авраам Линкольн неоднократно заявлял в своих интервью, что персонаж Наста привлек в его армию больше добровольцев, чем все вербовщики, вместе взятые. Образ дядюшки Сэма широко тиражируется и по сей день, правда, теперь уже с совершенно иными смыслами.

Яркая страница в истории отечественной карикатуры — «Окна сатиры РОСТА» (или просто «Окна РОСТА»). После Октябрьской революции жизнь в Москве была несладкой: голод, холод, грязь, безработица. В стране бушевала Гражданская война. Тогда-то и появилась творческая команда под названием «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). На стенах домов энтузиасты расклеивали огромные плакаты, около которых собирались толпы любопытных горожан. «Окна РОСТА» выходили ежедневно, а тиражировались с помощью обычного трафарета небольшими сериями — не более 200 штук.

Немало потрудился для «окон» Владимир Маяковский. Он не только рисовал карикатуры, но и придумывал короткие емкие стихотворные подписи к ним (см. илл. выше). Конечно, сегодня «Окна РОСТА» кажутся искусством весьма наивным, но в годы своего появления они вполне соответствовали и духу времени, и запросу аудитории, большую часть которой составляли простые малограмотные рабочие и крестьяне.

В 1922 году впервые была вручена Пулитцеровская премия в номинации «Карикатура». Первым её удостоился американец Роллин Кирби за карикатуру под названием «На пути в Москву» (On the Road to Moscow). Рисунок был посвящен жертвам голода в Поволжье. Впоследствии Кирби еще дважды был удостоен престижной награды.

Во время Второй мировой войны карикатуристы стали одними из главных бойцов идеологического фронта, а влияние рисованной политической сатиры было настолько велико, что Гитлер планировал казнить издевавшихся над ним советских художников. Прежде всего Бориса Ефимова и знаменитых Кукрыниксов.

Кукрыниксы — это коллективное творчество, художников было трое: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. По воспоминаниям современников, работали они так: садились вокруг стола и по очереди передавали друг другу бумагу, каждый дорисовывал новые детали. Кукрыниксы глумились над фюрером от души, а Геббельса часто изображали в виде обезьяны. Одной из самых известных военных работ художников является картина «Конец», иллюстрирующая последние часы Гитлера и его окружения в бункере рейхсканцелярии.

В эпоху Сталина заниматься политической карикатурой стало опасно — за смелый рисунок можно было угодить в лагеря. При этом Иосиф Виссарионович сам не гнушался созданием сатирических рисунков, на которых в качестве объекта насмешек нередко выступали его приближенные.

После распада СССР исчезли и границы для карикатур. Художники по-прежнему высмеивали политиков, но к этому добавились и многие реалии «новой» жизни: коррупция, криминал, олигархи, жажда обогащения, проституция, неустроенность ЖКХ, экономики и так далее. Расширились и технические возможности: цифровая карикатура сделала рисунки куда более натуралистичными и выразительными.

В XXI веке карикатура не только не утратила своей значимости, но даже, напротив, не раз становилась причиной серьезных конфликтов. Так, в 2005 году карикатура на исламского пророка Мухаммеда, напечатанная в одной из датских газет, стала поводом для акций протеста во многих арабских странах. Последовали и увольнения редакторов, и отзыв дипломатов, и телефонные разговоры между главами государств.

Десять лет спустя аналогичная публикация уже во французском издании спровоцировала исламских фанатиков на совершение террористического акта, который потряс весь мир. Речь, конечно же, о сатирическом еженедельнике Charlie Hebdo. Журнал всегда публиковал карикатуры на ведущих политиков, бизнесменов и представителей различных религий, часто неоднозначного характера, но столь жестокой реакции на злободневные рисунки не ожидал никто. 7 января 2015 года боевики совершили вооруженное нападение на редакцию Charlie Hebdo, в результате погибли 12 человек, в том числе главный редактор журнала, карикатурист Стефан Шарбоннье, и еще 11 человек были ранены. Ответственность за теракт взяли на себя боевики террористической организации «Аль-Каида на Аравийском полуострове».

Спустя всего неделю после теракта вышел очередной номер, напечатанный трехмиллионным тиражом. Его раскупили за 15 минут — это абсолютный рекорд за всю историю французской прессы. Трагедия прославила журнал. Власти французской столицы даже присвоили Charlie Hebdo звание «Почетный гражданин города Парижа». А фраза Je suis Charlie, то есть «Я — Шарли», стала лозунгом защитников свободы слова во всем мире.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится