Древние римляне уважительно называли его Маяком Средиземноморья: в ночной тьме вулкан озарял путь идущим с севера мореходам, сигнализируя, что до Сицилии рукой подать. Вот уже несколько тысячелетий Стромболи перманентно извергается, выбрасывая из жерла всполохи огня, лаву и куски раскаленной породы. Он даже дал название особому типу вулканической активности — стромболианскому.
Население здесь никогда не было многочисленным, максимум 2700 человек в конце XIX века, когда остров процветал: на плодородных склонах росли виноградники и оливы, жители возделывали землю и ловили рыбу. Но после череды серьезных извержений, землетрясений и других напастей жизнь на острове пришла в упадок: лоза погибла, люди обеднели, многие бросили дома и уехали.
Таким был, казалось, брошенный Богом остров, когда в 1949 году Роберто Росселлини приехал сюда снимать фильм «Стромболи, земля Божья». С ним была Ингрид Бергман, годом раньше написавшая знаменитому неореалисту письмо: «Если вам нужна шведская актриса, которая очень хорошо говорит по-английски, не забыла свой немецкий, не особо понимает французский, а по-итальянски знает только ti amo, то я готова приехать и сделать с вами фильм». Главных слов по-итальянски Бергман хватило с лихвой: делая фильм, актриса и режиссер пережили самый громкий в истории кинематографа роман.
Любовников ожидал международный скандал, разводы с прежними спутниками жизни, профессиональные неудачи и несколько лет трудного супружеского счастья с тремя детьми. Ингрид клеймили газеты, церковь и конгресс США, ее фильмы бойкотировали. Но здесь, под ярким небом Стромболи, она была счастлива.
…А остров благодаря кинематографической страсти стал возрождаться. После выхода фильма сюда потянулись туристы со всего мира. Они едут, чтобы подняться на вершину вулкана, спуститься и посидеть в ресторане Ritrovo Ingrid, найти на красном доме 22 по улице Виктора Эммануила ту самую табличку и увидеть ярчайшее в Италии ночное небо.