Секреты Сикстинской капеллы, о которых даже экскурсоводы не все знают
1
1,509
просмотров
Роспись на потолке Сикстинской капеллы считается прекрасным примером искусства эпохи возрождения, чудесным образом сохранившимся до наших дней.

Площадь художественной росписи составляет примерно 1/6 часть футбольного поля. При этом созданы картины в течение довольно ограниченного промежутка времени. На их воспроизведение у знаменитого итальянского мастера Микеланджело ушло около 5 лет. Считается, что за эту работу он взялся, чтобы продемонстрировать свой талант как художника, ведь ранее он считался скульптором. Рассмотрим более подробно тайны и секреты Сикстинской капеллы, о которых не знают даже многие гиды.

История

История

Расположена Сикстинская капелла в Ватикане. Само здание построено в период между 1473 и 1481 годом. Свое название она получила в честь Папы Сикста IV, который и приказал ее построить. Роспись стен предлагали выполнить многим великим мастерам того времени, включая Сандро Боттичелли. Однако, многие отказывались от данного предложения или просто игнорировали его.

В 1504 году на потолке капеллы начали появляться трещины. Но, несмотря на это, Папа Юлий II решил заново его украсить. И тогда в 1508 году за работу взялся знаменитый флорентийский мастер Микеланджело Буонарроти. Он начал создавать настоящее произведение искусства.

Начиная с 1871 года, избрание нового Папы Римского проводится только в Сикстинской капелле. О принятии решения говорит белый дым, который начинает выходить из дымохода.

Как создавался шедевр

Почему-то многие считают, что роспись Сикстинской Капеллы Микеланджело выполнял лежа на спине. На самом же деле он стоял на ногах с запрокинутой головой. Эта работа нанесла серьезный вред здоровью мастера. На момент начала работы мужчине было всего 33 года, но он уже заработал артрит и сколиоз. Кроме того, из-за слабого освещения во время работы, у него сильно ухудшилось зрение. Современники говорили, что читать книги Микеланджело мог, только подняв их над головой.

Техника

Техника

При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело использовал технику фресковой живописи. При сухом методе слой краски наносится на сухую штукатурку. В этом случае роспись сохраняется непродолжительное время. Техника фресковой живописи позволяет создавать настоящие произведения искусства, которые будут храниться в течение долгого времени. Каждый день на обрабатываемый участок наносился слой гипса, поверх которого выполнялась роспись. Если за день участок фрески не удавалось заполнить росписью, гипсовая штукатурка удалялась и на следующий день наносилась снова. Для некоторых деталей росписи мастер все же решил использовать сухую технику. В период с 1980 по 1994 эти участки потребовали восстановления, поскольку краски сильно потускнели.

Авторство

Авторство

Принято считать, что Микеланджело выполнял работы по росписи Сикстинской капеллы в одиночку. На самом же деле, в ходе реставрации было обнаружено, что учителю помогали помощники, и их по крайне мере было трое. Они рисовали мотивы орнамента, а также детей и архитектурные детали, при этом у каждого была своя техника, отличающаяся от работ мастера.

Центральные фрески и боковые части сцены Микеланджело рисовал самостоятельно. Здесь он изобразил 7 пророков Израиля. Согласно верованиям, они предрекали будущее.

Архитектурные элементы

Возрождение характеризовалось большим вниманием к деталям. Благодаря особой технике, используемой Микеланджело, удалось создать целый архитектурный ансамбль. Мастер прорисовал карнизы и пилястры, которые выглядят как настоящие. На самом же деле, это просто изображения с трехмерным эффектом. Удивительно, как в то время удалось создать что-то подобное.

Этапы работы

Этапы работы

Процесс создания фресок был разделен на три основных периода. Первый завершился нанесением фрески «Жертва Ноя», второй – «Сотворением Евы». В целом изображения смотрятся очень органично, и особой разницы между ними не заметно. А вот образы, нанесенные во время третьего этапа работ, немного отличаются от фресок, выполненных в период первого и второго. Причина заключается в том, что после завершения фрески «Создание Евы» леса были разобраны и переставлены в другую часть часовни. Микеланджело смог осмотреть свои работы снизу, и сделал вывод, что они выглядят слишком большими и размытыми. Поэтому для третьего этапа он решил расширить круг персонажей и упростить их жесты. Эти фрески смотрятся более четкими.

Высотные работы

Высотные работы

Для выполнения живописи на большой высоте, Микеланджело специально спроектировал леса. Конструкция идеально вписывалась в пространство между балками часовни. Это позволяло ему работать даже во время богослужения. Однако увидеть свое творение целиком мастер мог только после разборки лесов.

Листья дуба и желуди

Можно заметить, что на многих фресках автор использовал небольшие изображения желудей и дубовых листьев. Многие искусствоведы рассматривают данную деталь, как дань уважения папе Юлию II. На его фамильном гербе изображен дуб.

Изгнание из Рая

Изгнание из Рая

Одной из самых противоречивых фресок на стенах Сикстинской капеллы считается фрагмент «Падение Человека, или Изгнание из Рая». В центральной части картины изображено древо познания в виде смоковницы. Фреска поделена на две части: справа их лица изуродованы, а слева, перед вкушением плода – прекрасны. Много вопросов вызывает также и изображение змеи – ее Микеланджело решил изобразить наполовину женщиной.

Изображения Иисуса

Многих историков и искусствоведов интересует, почему при росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело нигде не использовал изображения Иисуса. Дело в том, что для своей работы мастер использовал сцены исключительно из Ветхого Завета. Однако при росписи алтаря использовалась фреска «Страшный суд», на которой Иисус вопреки традиции изображен без бороды. Кстати, на этой же фреске особый интерес представляет внешний вид одного из апостолов, а именно Варфоломея. Считается, что в нем Микеланджело изобразил себя. Так он пытался компенсировать свои страдания, вызванные работой в столь тяжелых условиях. Однако многие исследователи не принимают эту гипотезу.

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Немало вопросов вызывает и картина «Сотворение Адама». Образ Бога являлся совершенно необычным для тех времен. К тому же, до Микеланджело никто не пытался рисовать его в движении. Как правило, творца изображали аллегорически, например, в виде руки. Вопросы у экспертов вызывает и женская фигура по левую сторону от создателя. По одной из версий, это Ева. Другие же фигуры олицетворяют собой человечество в целом. Окружает создателя и людей красная ткань, которая, по мнению специалистов, является символом матки. Таким образом, Микеланджело хотел идеализированно изобразить процесс рождения человека. Этим объясняется и факт наличия пупка на теле Адама.

Заключение

Заключение

Роспись потолка Сикстинской капеллы, безусловно, является одним из величайших произведений искусства эпохи Возрождения. Невероятно, сколько времени и сил ушло у мастера на создание этого шедевра. Эксперты до сих пор стараются разгадать все тайны и загадки создания всего этого великолепия.

Люди, которые побывали в данном месте не могут передать словами свои эмоции от увиденного. Это действительно настоящий шедевр архитектуры, запоминающийся своими оригинальными росписями. Человек, создавший все это, обладал невероятным талантом и любовью к живописи. Приятно, что в нашем мире есть такие места, где можно отдохнуть душой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится