Ее драматическая история любви к римскому полководцу Марку Антонию, но в особенности трагическая смерть прекрасной царицы (по крайней мере многие именно такой ее и считали) вдохновила не один десяток художников на создание великолепных картин.
Но как же смерть Клеопатры стала произведением искусства и по какой причине именно этот сюжет стал столь популярен?
По наиболее распространенной версии, известной еще по трудам Плутарха, Страбона и Кассия, в августе 30 года до н. э. царица покончила с собой с помощью укуса змеи.
Несмотря не то, что трагическое событие произошло более двух тысяч лет назад, последние дни жизни Клеопатры достаточно подробно описаны Плутархом по воспоминаниям ее врача.
Первое же известное изображение смерти царицы было создано еще в 30 году до н. э. в связи с тем, что внезапная смерть Клеопатры лишила основателя Римской империи Октавиана Августа главного трофея.
И как свидетельствуют источники, вместо пленницы в триумфальном шествии, проведенном по возвращении Октавиана в Рим, было весьма символически пронесено изображение царицы со змеей.
Однако после триумфа Октавиана и падения независимого Египта, вплоть до эпохи Возрождения образ Клеопатры практически не встречается так как ее историческое значение считалось крайне незначительным.
В дальнейшем именно трагическая смерть правительницы, а не история ее правления и жизни становится одной из излюбленных тем известных живописцев.
Следует отметить, что печальная участь прекрасной правительницы пользовалась неплохим спросом, особенно с учетом того что даже такие всемирно известные мастера, как Микеланджело и Джампетрино абсолютно не стеснялись добавить ее образу изрядной откровенности.
Очередная волна художественных шедевров по мотивам смерти Клеопатры приходится на XVIII век и неразрывно связана с проявлением первых признаков европейской египтомании (стихийного увлечения древнеегипетской культурой).
В Европе было принято считать, что именно Клеопатра была крайне тесно связана со многими аспектами египетской культуры и ее образ был использован как выгодный с коммерческой точки зрения не только для создания многочисленных картин, но и литографий, открыток, украшения пачек с табаком и даже керосиновых ламп...
Образ же самой царицы и ее смерти становился все более чувственным и таинственным, но практически абсолютно лишенным исторической точности.
Примечательно, что помимо сотен картин, большинство из которых иллюстрируют именно смерть царицы, к концу XX века существовало как минимум 43 отдельных фильма, связанных с Клеопатрой, а также около двухсот пьес и романов, сорок пять опер и пять балетов.