Детское увлечение
Уже в четыре года Маргарет Хукем (настоящее имя) занималась балетом. Ей совершенно не мешала её лёгкая полнота, а мама приложила все усилия, чтобы дочь смогла раскрыть свой талант. Мама вместе с дочерью и сыном Феликсом брала балетные уроки, чтобы понимать, какие качества нужно развивать в детях. Впоследствии мама всегда поддерживала Маргарет, а позже коллеги уже известной к тому времени балерины привыкли к постоянному присутствию за кулисами Хильды Хукем.
Мама определяла Маргарет в лучшие балетные школы. Когда семья переехала в Шанхай вслед за главой семьи, которого направили на работу в Китай, Маргарет занималась в студии Георгия Гончарова. Позже родители будущей балерины расстались, мама вместе с детьми вернулась в Великобританию и даже смогла уговорить звезду императорского балета Серафиму Астафьеву, уже отказавшуюся от преподавания, давать дочери уроки.
Затем девочка училась в лондонской балетной школе Нинетт де Валуа, а в 15-летнем возрасте уже вышла на сцену «Вик-Уэллс». В 17 она уже стала прима-балериной Королевского балета и взяла звучный псевдоним Марго Фонтейн.
Почти 25 лет она танцевала с Робертом Хелпманном, который считал свою коллегу заносчивой и высокомерной, а потому их дуэт был профессиональным, но никак не выдающимся. Марго только на сцене оживала, в жизни же она была довольно сдержанной и скупой на проявление эмоций, но это не помешало балерине пылко любить. Правда, выбирала она совсем не тех мужчин, которые были ли бы её достойны и смогли оценить пылкость и преданность этой удивительной женщины.
Странные отношения
Именно в «Вик-Уэллс» Марго Фонтейн познала первую любовь. Почему она, восходящая юная звезда, обратила внимание на немолодого дирижера, у которого была далеко не самая хорошая репутация и имелась законная жена, остаётся загадкой. Констант Ламберт симпатизировал молоденькой балерине, она же увлеклась настолько, что не замечала ни его увлечения спиртным, ни наличия других женщин в жизни возлюбленного.
Их роман длился около десяти лет, и всё это время прима не только терпела постоянное пьянство Ламберта, но после избавления от нежелательных беременностей навсегда лишилась возможности стать матерью. Она надеялась когда-нибудь стать супругой дирижёра. Был даже назначен день бракосочетания, однако жених так и не появился в назначенное время. Лишь после этого оскорблённая до глубины души Марго поставила точку в этих странных отношениях. Но рядом с ней мгновенно оказался Тито Ариас, который принёс в жизнь Марго Фонтейн не только страдания, но ещё и проблемы с законом.
Счастье, которого не было
Его звали Роберто Эмилио Ариас, однако известен он был под именем Тито. Познакомились они ещё в то время, когда Марго было 18 лет, и она выступала вместе с труппой в Кембридже. На вечеринке брутальный темноглазый мачо так грациозно танцевал румбу, что балерина просто не могла не обратить на него внимание. Казалось, они понравились друг другу, но Тито не планировал связывать себя серьёзными отношениями, а потому просто исчез из поля зрения Марго.
И появился в её жизни вновь именно в тот момент, когда она порвала с Константом Ламбертом и страдала от тоски и одиночества. Тогда ей шел 35-й год, а она пообещала себе ещё в юности, что выйдет замуж до 35. Марго была очень целеустремлённым человеком и намеревалась сдержать своё слово, несмотря на то, что рядом с ней не было достойного мужчины.
Появление Тито, который служил послом Панамы в Великобритании, она восприняла как знак свыше. И снова с удовольствием закрыла глаза, чтобы не замечать очевидных вещей. Её новый возлюбленный был женат, он был не в состоянии оставить без внимания ни одну симпатичную женщину, к тому же ним всегда владела только одна страсть – деньги. А вот к самой балерине Тито, кажется, вообще не испытывал никаких чувств. Но в 1955 году Марго Фонтейн стала женой Роберто Эмилио Ариаса.
Спустя всего 4 года после бракосочетания против Марго и Тито в Панаме были небезосновательно выдвинуты обвинения в контрабанде оружия и пропаганде мятежа. Тито на самом деле поддерживал революционные настроения в своей стране, а Марго всегда была на стороне супруга. Марго довелось на себе испытать все прелести тюрьмы, но после её депортировали на родину.
У Марго Фонтейн и Тито Ариаса была довольно странная семья. Муж категорически отказывался посещать выступления жены, но при этом после каждого спектакля присылал огромные букеты. Зато он спокойно тратил те деньги, которые платили Марго за выступления, и с удовольствием общался с другими девушками.
В 1964 году в результате покушения Тито оказался навсегда прикован к постели из-за повреждения позвоночника. При этом существовало две версии покушения: по политическим мотивам и из ревности мужа одной из подружек Ариаса.
Марго преданно ухаживала за супругом и обеспечивала всю его семью, в том числе детей от прошлого брака. Балерина получала очень неплохие гонорары, но денег отчаянно не хватало. И Марго, при всём желании, не могла оставить сцену: слишком много требовалось средств на лечение мужа, да и постоянно приходившие счета от великовозрастных чад Тито требовали оплаты.
Прима-балерина была предана и заботлива, но супруг не изменился во время болезни. Даже сидя в инвалидном кресле, он не отказывался от встреч со своей давней подругой Анабеллой Вальярино, которая навещала его всякий раз, когда жена отправлялась на гастроли.
Знакомство Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева вывело балерину на новый уровень. Поначалу она опасалась становиться в пару с танцором из-за большой разницы в возрасте. Но первое же их совместное выступление произвело настоящий фурор. Их дуэт был невероятно гармоничным, в танце они действительно были двумя половинками одного целого. Кроме того, Марго и Рудольф подружились и во время гастролей часто прогуливались вместе, заходили в кафе и болтали обо всём на свете.
Во время работы с Нуреевым гонорары актрисы многократно возросли, за билетами на выступления этой пары люди готовы были стоять в очереди едва ли не круглосуточно. Возможно, Марго выступала бы и дальше, но в последние годы она выходила на сцену, преодолевая сильнейшую боль в ногах из-за артрита.
Когда она оставила балетную карьеру, то по желанию супруга поселилась вместе с ним в Панаме. Накопления довольно быстро закончились, пенсию она не получала, и известной балерине, которой рукоплескал весь мир, пришлось разводить коров на ферме.
Она часто обращалась за финансовой помощью к знакомым и друзьям, но самую большую поддержку оказывал ей Рудольф Нуреев, который втайне оплачивал счета Марго. Она говорила друзьям, что счастлива на своей ферме, однако словам её трудно было доверять. Слишком хорошо помнили все, что оживала всегда сдержанная и даже холодная Марго только на сцене.
В ноябре 1989 года муж балерины скончался, а после его ухода стремительно стала сдавать и сама Марго. У неё диагностировали онкологическое заболевание женских органов, балерина перенесла множество операций. На уход и заботу со стороны родственников мужа ей рассчитывать даже не приходилось. Когда балерина уже доживала свои последние дни, к ней в больницу пришла дочь мужа и фактически заставила марго переписать завещание на своего родственника.
Марго Фонтейн не стало в феврале 1991 года, её похоронили там же, в Панаме, рядом с мужем. Теперь могилу великой балерины даже трудно отыскать…