Советский Союз стал родиной множества анимационных шедевров, прославившихся по всему миру. Большинство из них появились на московской студии «Союзмультфильм». Здесь создали признанный лучшим в мире мультфильм о ежике-философе, блуждающем в тумане (любимый персонаж знаменитого сегодня японского мультипликатора Хаяо Миядзаки). Здесь родилась трогательная история о мохнатом зверьке с большими ушами и его друге крокодиле. Отсюда вышли сотни мульт-героев, на которых выросло несколько поколений советских людей.
Студия открылась в 1936 году. Распоряжением правительства все московские анимационные студии объединили в одну. Считается, что инициатором ее создания выступил лично Сталин. Здания, куда переехали подразделения «Союзмультфильм», раньше принадлежали православным храмам, закрытым советской властью.
В первые годы своего существования студия развивалась по диснеевским канонам. В 1935 году в Москве прошел международный кинофестиваль, где показали «Забавные симфонии» Уолта Диснея.
Это сильно впечатлило советских мультипликаторов. «Фильм Диснея из серии “Забавные симфонии” не укладывался ни в какие рамки привычного сознания», - вспоминал режиссер студии Федор Хитрук, работавший там с ее основания.
Именно по диснеевским американским пособиям «Союзмультфильм» обучал своих мультипликаторов: «Как это ни печально, но все мы на первых порах в своей работе на новой студии оказались в плену метода Диснея, вынуждены были копировать не только технологию, но и некоторые принципы построения и движения персонажей», – рассказывал режиссер студии Иван Иванов-Вано.
Поначалу это были исключительно короткометражные фильмы, затем началось освоение новых техник и жанров.
Например, со студией начали работать театральные актеры: они не только озвучивали героев, но и снимались, как в игровом кино – потом по этим съемкам аниматоры воспроизводили движение в рисунке (так называемый метод «эклер»). Так были сделаны, например, «Бармалей», «Мойдодыр» или «Лимпопо».
В годы Второй мировой войны студию на короткий период переориентировали на создание агитационных «кино-плакатов» для поднятия боевого духа, но затем это быстро прекратилось.
Ее эвакуировали в Узбекистан, где сотрудникам приходилось выживать в непростых условиях, в какой-то момент из кинопленки на студии даже делали пуговицы и гребни. Но даже в условиях нехватки еды, тепла, материалов и сотрудников, «Союзмультфильм» продолжал выпускать мультфильмы.
Уже к концу войны у студии появляется собственный стиль, свое «лицо». Она начинает отходить от киноязыка «Диснея» и делает свои культовые кукольные ленты (когда при создании используются настоящие куклы-актеры). Кукольные мультфильмы покоряют не только советских детей, но и зарубежных зрителей.
После успеха в Венеции в 1957 году «Снежной королевы» Папа Римский призвал паству смотреть советские мультфильмы – самые добрые и гуманные в мире.
По-настоящему «золотым временем» для «Союзмультфильм» стали 70-е годы по середину 80-х.
В это время выходят все самые известные мультики - от «Ну, погоди!» до «Крокодила Гены». Студия становится крупнейшей в Европе, на ней работают более 500 человек и выпускается более 1000 пленок.
Федор Хитрук рассказывал, что для студии отбирали лучшие кадры и заботились о «сносных условиях» для их жизни и работы.
«Ну и не надо забывать, что нас не особенно трогала цензура. Были какие-то нелепые моменты, когда настойчиво просили изменить слишком пессимистичный финал, но это так, по мелочи. В целом мракобесия не было, мы были относительно свободны», - говорил он.
В 1969 году вышла легендарная советская экранизация сказки Алана Милна о медвежонке Винни-Пухе, которая стала самым цитируемым произведением за всю историю студии. Автор диснеевской версии Вольфганг Райтерман признался, что советский медведь-философ ему понравился куда больше собственного.
В том же году студия выпустила лучший мультфильм всех времен и народов по опросу 140 мультипликаторов и кинокритиков разных стран - «Ежик в тумане» Юрия Норштейна. Завораживающий мультик о дружбе и страхе собрал 35 наград по всему миру.
Сложными для мультипликационной студии стали 90-е, когда она оказалась на грани закрытия. Оригинальная, ни на что не похожая стилистика советской школы плохо воспринималась на фоне хлынувший в страну западной мультипликации. Кроме того, «Союзмультфильм» пережил даже рейдерский захват, и производство на какое-то время почти полностью останавливается.
Только после того как в 2011 году накануне 75-летия студии российские мультипликаторы опубликовали обращение к президенту с призывом обратить внимание на почти умершую студию, ее переформировали и выделили средства. С этого момента она по сути начала с чистого листа, хотя и сохранила все права на свой золотой фонд. «Союзмультфильм» переехал в новое здание и провел масштабную техническую модернизацию.
Помимо авторских короткометражек, коллектив взялся за производство сериалов. Впрочем культовая традиция кукольных мультфильмов тоже не забыта: студия выпустила полнометражный кукольный фильм «Гофманиада», работа над которым длилась почти 15 лет.