Так, к примеру, рентген-анализ полотна «Монахиня» Ильи Репина неожиданно показал, что при его создании позировавшая девушка была одета в бальное платье, а вместо четок в ее руках был веер, что и было выявлено под верхним слоем краски благодаря рентгенографии. Как же светская женщина оказалась в черном монашеском наряде? Эта увлекательная история и несколько других не менее интересных,- далее в обзоре.
Предистория первого варианта картины И.Е.Репина «Монахиня»(1878).
Портрет датируется 1878 годом, внимательно присмотревшись к которому, можно увидеть несоответствие наряда и выражения лица девушки. Ее смиренной монахиней вряд ли можно назвать.
Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей - Софьей, но в 1872 году Илья женился на младшей - юной Вере.
Софья же, по иронии судьбы, стала женой его родного брата — Василия, студента петербургской консерватории. Илья не раз писал портреты Софьи Алексеевны, один из которых хранится в Киевском национальном музее русского искусства.
Из мемуаров племянницы художника достоверно известно, что был еще один портрет свояченицы, позировавшей живописцу в бальном платье, и что во время одного из сеансов Софья и Илья крепко рассорились. И художник, будучи эмоционально неуравновешенным и легко воспламеняющимся, одним махом превратил нарядную героиню своего полотна в монашенку. Под черное одеяние он спрятал пышную прическу, бальное кружевное платье и веер. Это был всплеск эмоций, захлестнувший художника.
В подтверждение правдивости слов мемуаристки сделанная рентгенограмма картины показала это на нижнем слое, который был не счищен автором. И что интересно: истинные отношения Софьи Шевцовой и Ильи Репина остались тайной. Так же как и реакция Софьи на поступок художника. Покрыто тайной времени осталось и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен Павел Третьяков, который приобрел его для своей коллекции.
«Монахиня» 1878 года, по всей вероятности, маленькая месть художника. За что? Этого мы уже никогда не узнаем. Вот так человеческие отношения меняют судьбу картины.
Второй вариант полотна И.Е.Репина «Монахиня»(1887).
По истечении десятилетия, в 1887 году, живописец, с уважением относящийся к библейским сюжетам и к религии в целом, как бы в свое оправдание, напишет уже настоящий портрет служительницы церкви. И назовет его также, как и предыдущий — «Монахиня». Только в отличие от первой картины, пред нами художник представит истинный облик послушницы. Практически то же фоновое пространство, тот же ракурс, только героиня настоящая.
Предположительно на картине изображена двоюродная сестра Репина — Эмилия, монахиня женского монастыря, духовное имя которой было Евпраксия.
Тайна «Портрета неизвестного в треуголке» художника Ф.С.Рокотова
Еще одна тайна стала явной благодаря рентген-анализу полотна «Портрет неизвестного в треуголке».
Около двух веков считалось, что это портрет графа А.Г. Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и ее фаворита графа Орлова. Но рентген-снимок показал, что под верхним художественным слоем находится первоначальное изображение молодой женщины, лицо которой Рокотов оставил без изменений в поздней живописи.
Достоверно известно, что этот портрет принадлежал семье Струйских и на нем была изображена первая супруга Николая Еремеевича - Олимпиада, скончавшаяся при тяжелых родах. По всей вероятности, перед вторым бракосочетанием, дабы не вызывать ревности новобрачной, Струйский попросил Рокотова замаскировать портрет умершей жены под мужской образ.
В.В. Пукирев «Неравный брак» со своими тайнами и легендами
У полотна «Неравный брак» есть свои легенды и тайны. Его идейный замысел связан с реальной историей друга В.Пукирева – Сергея Варенцова, который был влюблен Софью Николаевну Рыбникову и собирался взять ее в жены. Но родители, вопреки воле дочери, выдали ее за близкого родственника Сергея – богатого купца Андрея Александровича Карзинкина. А несостоявшийся жених стал шафером на этой свадьбе.
На эскизе, предшествующем написанию картины, в образе стоящего за невестой молодого мужчины со скрещенными на груди руками Пукирев изначально изобразил Сергея Варенцова. А тот узнав об этом, обиделся на художника, хотевшего сделать его историю несчастной любви достоянием публики. И живописцу ничего не оставалось как на холсте в качестве шафера написать себя самого.
По всей видимости на этот шаг его подвигла собственная драма несчастной любви. Так как прообразом юной невесты он взял сестру друга - Прасковью Варенцову, которую выдали замуж за старика. Сам же Пукирев был страстно влюблен в нее и, чтобы как-то отвлечься от мучительных страданий он выехал за границу. Обе эти истории произошли в 1861 году, а через год был создан «Неравный брак», за который в 1863 году Академия художеств присвоила В.В.Пукиреву звание профессора «по живописи народных сцен». Это было впервые, чтобы присваивали такое звание за картину не исторического, а бытового характера.
И как не удивительно, эта история имела неожиданное продолжение. Совсем недавно в собрании произведений Третьяковки был обнаружен карандашный эскиз, сделанный малоизвестным художником Владимиром Суховым в 1907 году и подписанный автором: «Прасковья Матвеевна Варенцова». Той самой Прасковьи, которая 44 года назад стала героиней полотна влюбленного художника.
Брак по расчету не принес девушке ни счастья, ни денег: свои дни Прасковья Матвеевна закончила в Мазуринской богадельне.
И.И Бродский. Какую тайну скрывала картина "Аллея парка" (1930).
Судьба этой картины также очень интересна. Было достоверно известно, что незадолго до написания "Аллеи" художник создал полотно "Римский парк", которое долгие годы считалось пропавшим. Исследователи Третьяковки пригляделись к "Аллее", сделали рентген и выяснили, что эта картина и есть пропавший "Римский парк". Бродский закрасил статуи, перерисовал публику и вот - новая картина, без налета буржуазности. Но красота картины от этого не изменилась: уникальная манера художника изображать тени в пространстве удивительна в своем исполнении.
«Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме» кисти неизвестного художника.
В запасниках Третьяковки был найден «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме», где она изображена еще в возрасте цесаревны. Это полотно кисти неизвестного художника примечательно он тем, что нарисовано на совершенно несвойственном для русской живописи того времени - тонком холсте, сквозь которое масло и лак просочились и образовали на обороте зеркальный портрет.
Авангардист и реалист Иван Клюн (Клюнков)
А эта двусторонняя картина принадлежит кисти Ивана Васильевича Клюна (Клюнкова) - известного русского художника-авангардиста.
На лицевой части холста изображена картина авангардного направления, а на обороте автопортрет самого мастера, что служит прямым доказательством, что художник мог работать и в направлении реализма.
Н.М. Козаков «Девушка с бубном». (1853).
Примечательно на этой картине то, что автор оставил свою подпись на рукаве девушки, которая издали кажется вычурным узором.