Вальдорфская кукла
Пожалуй, в XX веке раньше всех обратили внимание на текстильных кукол педагоги вальдорфской системы обучения. Они разработали первую в истории педагогическую куклу на основе народной игрушки. Создатели вдохновлялись антропософскими идеями Рудольфа Штайнера и представлениями педагогики того времени о специфических периодах психофизиологического развития ребенка. Вальдорфские куклы должны создаваться самими детьми вместе с родителями или воспитателями – это способствует развитию моторики. Они могут быть сделаны и значимыми взрослыми, а затем подарены детям. Во всяком случае, вальдорфские куклы задумывались как куклы «семейные», не рассчитанные на коммерческое производство.
Делают их исключительно из натуральных материалов, хлопка, льна и овечьей шерсти, чаще всего без использования швейной машинки. Внешний вид зависит от того, предназначены они для малышей или детей постарше. Самым маленьким подходят маленькие «вальдорфцы» в смешных колпачках, почти лишенные деталей, а детям от трех лет – объемные, нарядные, хорошо детализированные игрушки. Их лица остаются условными, а значит, они могут представать в роли любого персонажа игры.
Тильда и компания
Пожалуй, самая популярная текстильная кукла наших дней – это Тильда. Придумала ее норвежка Тоне Финангер, графический дизайнер по образованию. В 1999 году она разработала первую свою Тильду и вскоре открыла магазинчик интерьерных кукол и аксессуаров. Спустя десять лет Тильда буквально захватила мир, подарив многим людям увлекательное (и прибыльное!) хобби.
Сегодня бренд Тоне Финангер не продает готовых кукол, а преимущественно предлагает покупателям наборы для их создания и книги, посвященные Тильде. Первыми изданиями стали «Тильда Рождество» и «Тильда Пасха», где демонстрировались выкройки и технология пошива подарочных интерьерных кукол с необычными пропорциями. Каждая Тильда обладает собственным именем и собственной историей, в линейке представлены Тильды-ангелы, зайцы и другие животные, мужские персонажи. Все они – вытянутые, с длинными конечностями и маленькой головой с очень условными чертами, достаточно крошечного носика и глазок-узелков. Часто ткань для изготовления таких кукол подкрашивают чаем и кофе, а самих Тильд ароматизируют ванилью, корицей или эфирными маслами.
Тряпиенсы – модницы из Кореи
Тряпиенсов часто называют «текстильными Барби», но они изящнее, нежнее и вычурнее своей американской родственницы. Первых тряпиенсов создала уроженка Сеула Юнг Хи Янг, в детские годы мечтавшая о сказочной принцессе Барби. Однако ее родители были слишком бедны… Спустя тридцать лет Юнг Хи Янг, ожидавшая рождения ребенка, решила занять себя каким-нибудь хобби и вспомнила о детской мечте. А в 2000 году молодая мать уже открыла собственный интернет-магазин, где продавались роскошные текстильные куклы с грустными глазами, напоминающие героинь аниме. Хрупкие фигурки, длинные конечности на шарнирах, тонкая лебединая шея, пышные прически и фантастические наряды…
За год было продано 300 тысяч тряпиенсов – а ведь все они были сделаны исключительно вручную! Кроме того, Юнг Хи Янг начала проводить мастер-классы по созданию кукол, издала несколько книг с лекалами для изготовления кукол и их нарядов.
Размер тряпиенсов может достигать полуметра – в меньшем размере сложно добиться высокого уровня детализации. Чаще всего они одеты в духе XVII-XIX веков, однако встречаются и более современные варианты, как повседневные, так и копирующие лучше творения мастеров высокой моды. Ленты, бусины, цветы из ткани, воланы и рюши, кружева… Декор тряпиенсов всегда богат и сложен, прически их синтетических волос поражают воображение. В руках красавиц веера, букеты, небольшие театральные сумочки. А вот лица их условны, двумя касаниями кисти намечаются лишь глаза, смеющиеся или печально опущенные. Как и Тильда, тряпиенсы создаются вовсе не для игр, а для украшения интерьера и коллекционирования.
Чердачные куклы
Происхождение чердачных кукол овеяно легендами, но родились они в США («чердачники» американских мастериц часто держат в руках потертые флажки, буквы USA и другие символы страны). С одной стороны, они могут быть связаны с Великой депрессией, когда многие семьи потеряли возможность не только покупать своим детям не только игрушки, но и одежду, постоянно перешивая старое и даже используя для пошива вещей мешки. С другой стороны, первой чердачной куклой считается Реггеди Энн, запатентованная художником Джоном Бартоном Грюэлем.
Его дочь нашла на чердаке старую куклу, которую Грюэль отреставрировал. Когда его дочь тяжело заболела, он развлекал ее историями о приключениях любимой куклы. Врачи не смогли спасти девочку, и в память о ней Грюэль издал книгу сказок. Хозяин издательства предложил выпускать небольшие реплики оригинальной куклы, которые продавались бы вместе с книгами. Так простенькая «чердачная кукла» стала одним из самых узнаваемых персонажей американской культуры.
Впрочем, сегодня игрушки в этом стиле очень разнообразны – роднит их только наивный внешний вид, очаровательно-ностальгические наряды, милые аксессуары и намеренная «состаренность». Чердачных кукол обязательно ароматизируют «уютными» запахами – кофе, корица, ваниль.
Куклы-примитивы
К чердачным куклам примыкают и куклы-примитивы. Часто довольно трудно провести водораздел, однако примитивов отличает намеренно упрощенная форма и утрированно грубое, неряшливое исполнение, часто парадоксальным образом требующее особого мастерства.