Тюрбан: захватывающая 4000-летняя история головного убора
0
1
999
просмотров
Для тех, кто вырос в Саутхолле, Западный Лондон, где поселились многие британские сикхи после переезда в Великобританию, привычно видеть тюрбаны вокруг: дома, в Гурдваре, на улице.

Это самая узнаваемая особенность сикхов. Но прослеживая историю происхождения тюрбана, можно обнаружить, что когда-то его также носили мусульмане, индусы, евреи и христиане.

Одежда из глубины веков

Точное происхождение тюрбана неясно. Тюрбаноподобный головной убор, обнаруженный в королевской месопотамской скульптуре, датируемой 2 350 г. до н. э., считается самым ранним известным примером, свидетельствующим о том, что одежда предшествовала авраамическим религиям.

Использование тюрбанов когда-то распространялось на Индию, Ближний Восток, Европу и Африку. Они защищали владельцев от солнца, дождя или холода. В некоторых регионах верующие различных культур имели право носить тюрбан определенного цвета, чтобы их можно было идентифицировать. Например, в Египте и Сирии восьмого века христиане надевали синие тюрбаны, евреи - желтые, а самаритяне - красные, в то время как мусульмане обычно носили белые.

Редкие драгоценности махараджей

В Индии, до основания Империи Великих Моголов в 16-м веке, только королевскому окружению и высокопоставленным чиновникам было разрешено носить тюрбаны. Одежда была символом статуса, часто украшалась перьями павлина и драгоценностями. Индуизм, с его строгой кастовой системой, запрещал людям из низших каст надевать тюрбаны.

Исламское правление

Стилизованные вокруг их персидского и арабского наследия, тюрбаны моголов были коническими и широкими, в отличие от небольших, которые раньше носили индийцы. И когда Аурангзеб, один из самых противоречивых императоров моголов, пришел к власти в 1658 году, одежда стала использоваться в качестве инструмента для разделения населения.

Аурангзеб попытался помешать немусульманам носить тюрбаны, постановив, что только исламский правящий класс имеет право носить их.

Но это, наряду с насильственными преобразованиями и другой фундаменталистской политикой, было неудобно для растущего населения сикхов. Все они носили тюрбаны, чтобы покрыть свои непослушные волосы.

Когда их лидер, гуру Тег Бахадур, был казнен Аурангзебом в Дели, его сын Гобинд основал клан воинов, известный как "халса". Тюрбан стал символом неповиновения императору. Это был знак свободы сикхов, символ равенства и способ положить конец кастовым различиям.

Преобразование под британским правлением

Прибытие англичан в Пенджаб в 1845 году вызвало одно из самых значительных изменений в сикхском традиционализме. Несмотря на победу над "халсой", британцы были впечатлены их военными навыками и начали вербовать сикхов для борьбы за империю.

Зная, что проблемы касты могут повлиять на сплоченность британской индийской армии, в которую также вошли индусские и мусульманские солдаты, британцы обязали всех солдат носить тюрбан, создавая чувство равенства.

Но разные стили, формы и размеры не подходили колониальным правителям, которые считали, что одежда выглядит неопрятно. Они решили заменить естественные рулонные слои аккуратными симметричными сгибами, что привело к тому, что сейчас широко известно в моде как "тюрбан в кенийском стиле".

Необходимые изменения

Британцы также ввели знаки отличия, чтобы помочь идентифицировать полки, которые в основном были организованы расой или классом. Чтобы идентифицировать сикхских солдат, они использовали знак «чаккар» - метательное оружие, которое было прикреплено к передней части их тюрбанов.

Еще одним изменением традиций сикхов под влиянием британцев стало завязывание бороды. Традиционно индийские воины позволили бы своим непокрытым бородам свободно разеваться. Но это создавало проблемы при использовании британского оружия, поскольку свободные бороды могли легко загораться при стрельбе из винтовки.

Решение, навязанное британцами, состояло в том, чтобы закатать и связать бороды под подбородком, что стало характерно для внешности сикхского воина.

Хотя его назначение изначально было функциональным, сикхские мужчины и сегодня продолжают закатывать бороды, в основном для их эстетического вида.

Во время Первой мировой войны сикхские солдаты носили внушительные большие тюрбаны, из ткани длиной около восьми метров. Но Вторая мировая война привела к изменению армейской политики, а это значит, что мусульмане и индусы больше не обязаны были их носить.

Хотя это изменение коснулось только солдат, это была первая стадия отказа от традиционного тюрбана в Индии.

Послевоенная борьба

После того, как британцы предоставили Индии независимость в обмен на ее поддержку в войне, религиозные группы страны приступили к переосмыслению своей традиционности.

Мусульмане, переехавшие во вновь образованный Пакистан, приняли полумесяц и зеленый цвет в качестве религиозных символов, потеряв тюрбан и апельсин имперской Индии.

В связи с насилием, часто вспыхивающим между религиозными группами, индусы также отбрасывают одежду из-за страха быть принятыми за сикхов.

Раздел Индии. Массовый исход

В стране, которая когда-то считала тюрбаны вершиной социального статуса, их носят только сикхи (хотя индусы и мусульмане часто надевают их во время особых случаев, таких как свадьбы). Последствия насильственного раздела также привели к тому, что ряд сикхов покинули Индию и отправились в Великобританию в послевоенные годы. Первоначально они были встречены с уважением и почестями за их роль в войнах. Жесты благодарности, например такие, как бесплатные билеты в кино, были обычным явлением.

Но их слава постепенно забывалась, и тюрбан стал рассматриваться как препятствие для интеграции. Оставив свой любимый дом в надежде на лучшую жизнь, сикхи почувствовали, что у них есть два варианта: ассимилировать, подстригая волосы и снимая тюрбаны, или носить более темные, которые не привлекут внимания.

Многие сделали первое, но некоторые восстали против системы. Возьмите Сохана Сингха Джолли, офицера полиции в отставке, который выступил против решения запретить водителю британского автобуса носить тюрбан на работе. После того, как были исчерпаны все методы протеста, Сохан пригрозил поджечь себя, если правило не будет изменено. Его протест оказался в конечном итоге успешным.

Судебные разбирательства

Но не все согласились с тактикой Джолли, опасаясь, что такие методы могут привести к отчуждению сикхских общин и обвинениям в радикализации. Необходим более дипломатичный подход, если сикхов начнут рассматривать как равных.

Поэтому они начали бороться с дискриминацией через суд. В 1970-х годах, когда британцы запретили ездить на мотоцикле без шлема, многие сикхи отказались от этого вида транспорта, поскольку это означало, что они должны снять свои тюрбаны во время езды. Кампания привела к тому, что в закон были внесены поправки, исключающие последователей религии.

А в 1980-х годах семья 12-летнего Гуриндера Сингха Мандлы успешно подала в суд на бирмингемскую школу за расовую дискриминацию после того, как мальчику было отказано в месте, потому что он отказался снять свой тюрбан.

Сегодня в Великобритании сикхи больше не чувствуют, что им нужно снять свои тюрбаны, чтобы влиться в общество. Наряду с яркими тканями и аксессуарами, современные сикхи используют их как способ показать свою индивидуальность, а также как символ своей веры.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится