Часто показателем успеха фильма ужасов используют степень страшности. Если люди не находят кинокартину достаточно устрашающей, то считают её провальной. Это печально. Ведь в нашу эпоху трудно по-настоящему впечатлить аудиторию, которая, кажется, уже всё видела и стала невосприимчивой. Но на самом деле комедия не обязана вызывать хохот, чтобы считаться смешной, драма не должна вызывать у зрителей рыдания, а фильм ужасов не должен нагонять смертельный страх, чтобы считаться хорошим.
Это и делает психологический хоррор интересным жанром. Фильмы в этой области не полагаются на тактику запугивания, чтобы привлечь внимание зрителя. Они в большей степени о том, что пугает персонажей, даже если зрителя это не страшит.
Психологические ужасы больше похожи на ночные кошмары, а традиционные ужасы – на ситуации из ночных кошмаров. Проблемы здравомыслия, что реально, кому можно доверять, какой выбор правильный и что делать с последствиями – вот, в чём заключается ужас этого жанра.
Фильмы этой категории направлены на изучение персонажей, поэтому психологические хорроры стали одним из интереснейших направлений кино. В них всё чаще попадаются картины, в которых смешались разные жанры. В этом списке отличные образчики психологических ужасов, снятых в 21-ом веке.
Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1
Йоргос Лантимос остаётся одним из самых интересных и непредсказуемых современных режиссёров и занимает уникальное место в кинематографической среде. Свой очередной фильм он создал с эстетикой Кубрика, положив в основание сюжета трагедию Еврипида «Ифигения в Авлиде».
Здесь Колин Фаррелл играет успешного кардиохирурга, который завязывает дружбу с неуклюжим и слегка пугающим подростком. Он знакомит парня со своей семьёй, с супругой в исполнении Николь Кидман и двумя детьми. Семейство начинает таинственно заболевать.
То, что начинается как семейная драма, вскоре превращается в семейный ужас, поскольку всплывают тёмные секреты, давние истории и эгоистичные мотивы. Но Лантимос в начале не намекает на дальнейшие события и готовит зрителю ряд неожиданностей.
Персональный покупатель / Personal Shopper (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,8; IMDb – 6,2
Звезда «Сумерек» Кристен Стюарт исполнила роль молодой американки Морин, живущей в Париже и работающей личным ассистентом покупок светской львицы Киры. Но больше всего героиню занимает идея налаживания контакта с её умершим братом-близнецом.
Фильм Оливье Ассаяса – это загадочная и сверхъестественная история, отчасти ужас и отчасти триллер. Хотя, по своей сути, это психологический фильм, углубляющийся в темы горя, смысла жизни, смерти и одиночества. Неспособность Морин жить дальше, отпустив своё горе, подчеркивает её неспособность справляться со своими личными демонами.
Картину представили как сверхъестественный психологический триллер, но есть сцены, которые, тянут на настоящий ужастик. Например, вступительный эпизод с духом в доме, где умер брат Морин.
Ассаяс получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 2016 году.
Сплит / Split (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,3
После нескольких лет кассовых неудач М. Найт Шьямалан вернулся в форму с тем, что у него получается лучше всего, – с психологическим триллером (вспомнить хотя бы «Шестое чувство», 1999).
Звезда «Сплита» – Джеймс Макэвой, играющий человека с диссоциативным расстройством, в котором уживаются 23 разные личности. Он похищает трёх девушек-подростков и закрывает их в подвальном помещении. Пока пленницы пытаются найти выход из своего затруднительного положения, они запутываются в личностях ключевого персонажа, одна из которых – злодейский каннибал со сверхчеловеческими способностями.
Весь фильм держится на виртуозном актёрском таланте Макэвоя. Но есть и другие сюжетные линии, одна из них связана с пленницей по имени Кейси в исполнении Ани Тейлор-Джой, у которой своё трагическое прошлое и при этом наилучшая подготовленность для выживания в сложившейся ситуации.
Сырое / Raw (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7
Кинематографисты часто выбирают жанр ужасов для дебюта. Причина в том, что съёмка эффектных кадров может обойтись совсем недорого, зато зрелище привлечёт любопытных зрителей и соберёт кассу. Но не у многих дебютные хорроры получаются настолько увлекательными, как первая полнометражная картина Джулии Дюкорно.
Героиня фильма – вегетарианка Жюстин, ставшая первокурсницей в ветеринарной школе. Вместе со своими сверстниками она проходит жёсткий обряд посвящения в студенты, включающий поедание сырого мяса. После ритуала у Жюстин просыпается непреодолимая тяга к сырой плоти. Девушка теряет контроль над своими желаниями, выпуская на волю первобытное и непредсказуемое «я».
«Сырое» – не самое шокирующее каннибальское кино, но на фестивальных показах некоторые зрители покидали зал.
Ведьма / The VVitch: A New-England Folktale (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,8
На протяжении веков о ведьмах писали книги, сочиняли песни, складывали легенды и, конечно, снимают фильмы. Чаще всего они о зле. Роберт Эггерс в своём режиссёрском дебюте исследует, что может сотворить с человеческой психикой сила, которую не могут ни понять, ни контролировать.
Действие разворачивается в 1630 году в Новой Англии. Из-за различий в толковании Нового Завета одну семью изгоняют с пуританской плантации. Люди находят участок земли, который становится их домом, но вскоре начинают испытывать на себе силы зла, исходящие из окружающего леса. Персонажи становятся жертвами своих худших страхов и паранойи.
«Ведьма» достигает того накала в атмосфере, когда страх пробирает до костей и вы готовы вскочить от малейшего шороха. Но здесь нет обычных атрибутов ужасов и, без сомнения, это один из самых уникальных и атмосферных фильмов века. Для кого-то страха перед неизвестными силами зла достаточно, чтобы потерять рассудок, но здесь, это увлекает и наводит на раздумья.
Спокойной ночи, мамочка / Ich seh, Ich seh (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,7
Этот австрийский триллер – уникальный фильм, в котором зритель получает больше впечатлений, чем сюжетной наполненности. Режиссёры Вероника Франц и Северин Фиала мастерски нагнетают атмосферу размеренным темпом, создавая все предпосылки, чтобы ад вырвался наружу.
Два девятилетних мальчика-близнеца живут в доме на озере, ожидая, когда их мать вернётся из больницы. Она появляется с перевязанным бинтами лицом после пластической операции. Но особенности в поведении матери подталкивают детей к мысли, что к ним вернулась чужая женщина. Чего же она хочет и где их настоящая мать?
Главные роли исполнили настоящие близнецы (Элиас и Лукас Шварц). Мальчики отлично показали на экране любопытных братьев, которым не нужны слова, чтобы понимать друг друга. Достаточно взглядов и жестов. Дети в опасности – беспроигрышный инструмент для привлечения зрительского сочувствия и наращивания ощущения нависшей угрозы. Вскоре становится очевидно, что есть нечто ужасное во всей этой истории и дело не в разыгравшейся детской фантазии.
Чёрный лебедь / Black Swan (2010)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8
Многие из нас перфекционисты. Эта черта может быть как сильной стороной, так и уязвимой. Стремление к совершенству часто сковывает человека, лишает его способности действовать, не имея уверенности в успешности результата, и даже способно вызывать проблемы с психическим здоровьем. В «Чёрном лебеде» показано, что для совершенствования своего мастерства, вне зависимости от того, чем мы занимаемся, необходимо отпустить совершенство как цель и довериться процессу творения.
В этом фильме Натали Портман исполнила роль Нины Сайерс, молодой балерины, идущей стопами матери. Её выбрали на роль чёрного лебедя в предстоящей постановке «Лебединое озеро», но сомнения и беспокойство мешают балерине выступать в полную силу своих способностей. Психика девушки не выдерживает, и её начинают мучить навязчивые видения.
В руках другого режиссёра, возможно, «Чёрный лебедь» стал бы мелодрамой, но Даррен Аронофски показал нам мир балета, сумев создать напряжение, с которым сравнится не каждый фильм ужасов.
Концовка картины остаётся открытой – неясно, действительно ли Нина себя заколола или это была её очередная галлюцинация. По словам Портман, Аронофски использовал кровь в финальной сцене в области нижней части живота героини как символ её перехода к взрослой жизни. Это логичное объяснения, учитывая детскость Нины на протяжении первой половины фильма. Она страдала женской формой синдрома Питера Пэна и не находила одобрения у властной матери. Лишь когда Нина её ослушалась и мысленно убила ту версию себя, она преодолела свой страх и приняла собственную чувственность.
Натали Портман получила «Оскара», «Золотой глобус» и премию «Сатурн» за лучшую женскую роль в этом фильме.
История двух сестёр / Janghwa, Hongryeon (2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,2
Фильмы ужасов редко строят на историях о злых мачехах. А южнокорейский кинорежиссёр и сценарист Ким Чжи Ун взял её и разработал в полной мере. Картина основана на корейской фольклорной истории «Сказка про Розу и Лотос», и может показаться знакомой, но только при поверхностном взгляде. В действительности же в ней достаточно сюрпризов, делающих триллер уникальным.
Сюжет следует за девочкой-подростком, которая возвращается домой к отцу, сестре и мачехе после психиатрического лечения. Девочки сталкиваться с холодностью и отстранённостью неродной матери и появившимися в доме призраками, которые, похоже, связаны с историей семьи.
Как и в любом хорошем ужасе, важную роль играют локации. В «Истории двух сестёр» место действия – идеально подходящий особняк готической красотой.
Девятая сессия / Session 9 (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 6,5
Психиатрические клиники устойчиво синонимизируются с фильмами ужасов, чему способствуют трагические истории их пациентов. У режиссёров, пожалуй, безграничные возможности для творчества при соприкосновении с тьмой безумия. Снимать ужасы в психлечебнице легко. Но сложнее сделать тонкий психологический триллер с нагнетённой атмосферой и без особых спецэффектов.
В «Девятой сессии» Брэда Андерсона бригада по борьбе с асбестом берётся за работу в заброшенной психбольнице. Нечто жуткое начинает происходить с работниками. Что-то влияет на их психическое состояние, особенно когда они находят записи девяти сеансов с пациенткой, страдающей от диссоциативного расстройства личности.
Фильм с атмосферой паранойи и мистики снимали в настоящей, давно покинутой лечебнице, великолепно подошедшей в качестве локации.
Другие / The Others (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 7,6
Мистическая история «Другие» – удивительное творение Алехандро Аменабара. Фильм выдержан в эстетике старой школы классических фильмов о призраках и следует традиции литературных произведений своего жанра.
Николь Кидман исполнила роль Грейс Стюарт, матери, которая живёт с двумя детьми в отдалённом доме в сельской местности. Она ждёт возвращения мужа после окончания Второй мировой войны и нанимает трёх новых слуг. Дети страдают редким заболеванием и имеют высокую чувствительность к свету, поэтому окна всегда должны быть зашторены. Но вскоре появляются признаки присутствия в доме посторонних.
Нелегко снять фильм о привидениях в эпоху, когда зритель настолько искушён и, кажется, повидал уже всё, что только возможно. Но Аменабар сумел сделать картину уникальной и наградил её ошеломляющей развязкой. Исполнение Кидман – одно из лучших в её карьере. Остальные актёры тоже прекрасно справились со своими задачами. «Другие» – шедевр атмосферы, ужаса и мирового кинематографа.