Бесконечные истории в картинках
Виммельбух, в буквальном переводе – «мельтешащая книга», появился в Германии, и именно там такие книги особенно любимы и популярны. Считается, что первым виммельбухом было издание под названием «Все вокруг в моем городе», вышедшее в свет в 1968 году. Автора, художника и писателя Али Митгуча, вдохновили на его создание старинные картины и гравюры европейских мастеров, на которых было изображено большое количество людей и предметов, надолго увлекающие внимание зрителя.
Виммельбух – книга большого формата, ее страницы максимально наполнены визуальной информацией, используется буквально каждый квадратный сантиметр разворота. Текста в таких книгах нет или же его совсем мало, главное в виммельбухе – возможность заглянуть в некий нарисованный мир, который как будто живет своей жизнью, причем довольно насыщенной, ведь на картинках изображено множество разных действий и событий.
Разумеется, главный адресат виммельбухов – дети, которые учатся говорить и развивают речь, но все же возрастная аудитория у таких книг неограниченная. Картинки неизбежно привлекают и удерживают внимание, напоминая этим кукольный домик, где каждый из миниатюрных предметов хочется взять в руки и хорошенько рассмотреть. К тому же, дома – часто многоэтажные – рисуют на страницах виммельбухов именно в разрезе, показывая бытовые, жизненные сценки и ситуации, повседневную жизнь.
Со временем - а с момента появления виммельбухов прошло уже более полувека – такие книги становятся не просто способом занять досуг или погрузиться с детьми в разглядывание и разыскивание картинок; эти книги еще и хранят память о прошлом, ведь мало что меняется так бесповоротно, как быт и повседневность, что продолжают жить на страницах виммельбуха. В этом смысле некоторые «мельтешащие книги», возможно, действительно заслуживают право занять место среди произведений искусства.
История и прототипы виммельбуха: великие фламандцы
Если искать аналоги виммельбуху в искусстве прошлого, то в первую очередь следует назвать двух нидерландских мастеров – Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего.
Иероним Босх, настоящее имя которого – Ерун Антонисон ван Акен, был одним из самых загадочных художников своего времени. Он родился в 1450 году, а умер в возрасте пятидесяти шести, оставив после себя странное, не поддающееся расшифровке творческое наследие, о смысловом наполнении которого спорят на протяжении столетий.
Что именно хотел выразить художник, изображая на картинах сложные сочетания образов, символов, персонажей вполне реалистичных и совершенно фантастических – вопрос дискуссионный. Возможно, таким образом он обращался к подсознанию человека, или зашифровывал алхимические тезисы и формулы, или пересказывал народные сказания, а может, просто стремился развлечь зрителя. Названия, которые давал художник своим произведениям, неизвестны, как не установлена и хронология их создания.
Самый известный нидерландский мастер следующего, XVI века, Питер Брейгель старший, прославился пейзажами и жанровыми сценками – тоже не оставив для потомков названий своих произведений. Его картины, особенно из цикла «Перевернутый мир», по сути, стали прототипами виммельбухов.
«Отцом виммельбуха» часто называют и Ханса Юргена Пресса, немецкого иллюстратора и автора книг двадцатого века.
Кто и как создавал самые знаменитые виммельбухи
Али, или Альфонс Митгуч, выпустивший за свою карьеру более 70 книг на нескольких десятках языков, взялся за свой первый виммельбух благодаря совершенному кругосветному путешествию. Это было долгое приключение, в странствиях Митгуч провел семнадцать лет. Он подолгу жил в разных городах и странах, наблюдал за тем, как устроена в них повседневная жизнь и какие ситуации случаются с местными жителями. Записывать все это в виде текста он не стал, а образы, которые остались в его голове, нашли отражение на разворотах большой книги.
Митгуч применил прием, который использовали еще граверы XVII века – так называемую «кавалеристскую перспективу». Зритель видит фигуры немного сверху. Персонажи изображены без учета правил линейной перспективы, они одинаковые по размеру независимо от расположения.
С тех пор создателями всемирно известных виммельбухов становились художники не только из Германии, но и по всему миру. Ротраут Сюзанна Бернер, Анна Сьюз, Тьерри Лаваль, Лила Лейбер придумывали и воплощали в жизнь идеи по созданию таких детализированных миров на страницах книг. Ричард Скарри выпустил за свою жизнь более 300 книг, среди них и множество виммельбухов.
При разглядывании виммельбуха читатель сам придумывает историю, каждая иллюстрация оставляет простор для воображения, позволяет начать рассматривать картинку с любой точки. Конечно, такие свойства виммельбухов позволяют использовать их при обучении детей, в том числе и изучающих иностранный язык.
Близкие, но все же отличающиеся от виммельбухов виды книг с большими детализированными картинками – книги-головоломки, где перед читателем ставится задача выполнить какое-то действие, найти разгадку. Среди них одной из самых популярных стала серия «Где Уолли?» британского иллюстратора Мартина Хэндфорда. Уолли, человечка в полосатом красно-белом свитере и в такой же шапочке, в очках, нужно отыскать на страницах с огромным количеством персонажей и деталей – это совсем не просто. В Америке этот цикл выходит под названием «Где Уолдо?».