Виртуальное искусство — это популярный термин для обозначения творческой деятельности человека, направленной на создание нематериальных художественных объектов с помощью современных компьютерных технологий. Виртуальным искусством также называют результаты такой деятельности — разнообразные произведения, имитирующие реальность или фантастический вымышленный мир.
Виртуальное искусство воздействует на зрителя посредством визуальных образов и звуковых сигналов, а также предоставляет человеку возможности для интерактивного взаимодействия с произведением. А благодаря всестороннему развитию компьютерных технологий его можно по праву назвать наиболее перспективным видом современного искусства.
Особенности виртуального искусства
Виртуальное искусство предоставляет художникам широкие возможности для творческого самовыражения. Кроме того, с его помощью можно перенести традиционные произведения искусства в виртуальную реальность. Многие музеи мира, особенно в эпоху глобальной пандемии коронавируса, предлагают людям виртуальные экскурсии по своим залам для ознакомления с шедеврами великих мастеров.
Виртуальное искусство воплощается в жизнь в различных видах художественного творчества:
- Живописи.
- Скульптуре.
- Инсталляциях.
- Кинематографе.
- Мультипликации.
- Компьютерных играх.
Для демонстрации всевозможных эффектов виртуального искусства зрители часто используют специальные средства и аксессуары, в том числе:
- стереоскопические очки и экраны;
- особые перчатки и костюмы;
- датчики положения в пространстве;
- тактильные системы обратной связи;
- генераторы трехмерного звука.
Произведения виртуального искусства художники создают с помощью специальных компьютерных программ. Внешне объекты виртуальной реальности выглядят очень правдоподобно, но к ним нельзя прикоснуться, в отличие от традиционных произведений живописи или скульптуры.
История виртуального искусства
Термин «виртуальное искусство» возник в начале 1980-х годов, в период массового распространения бытовой компьютерной техники в развитых странах Европы, Азии и Америки. Тогда же появились специальные программы, с помощью которых художники в домашних условиях могли создавать виртуальные образы на экране.
Изначально, основной сферой применения виртуальной реальности была разработка компьютерных игр. Но в дальнейшем, благодаря стремительному развитию технологий и программного обеспечения, уникальные возможности нового искусства начали использовать и другие художники для создания виртуальных картин, скульптур, инсталляций и других произведений.
Еще в конце ХХ столетия во многих музеях и галереях мира начали проводиться выставки виртуального искусства, которые привлекали внимание миллионов посетителей. В последующие десятилетия эта тенденция заметно усилилась, благодаря разработке новых революционных технологий виртуальной реальности и аксессуаров.
Сегодня виртуальное искусство не только широко используется в индустрии развлечений, но и является важнейшей частью современной мировой культуры.