«Королева бензоколонки» стала одной из первых режиссерских работ Николая Литуса. Сценарий был создан Петром Лубенским, известным как автор фельетонов в сатирическом журнале «Перец». Николай Литус рассказывал: «Зная о моем тяготении к комедийному жанру, сценарий мне подбросила редактор киностудии им. Довженко, где я работал, Рената Король. Его написал полтавчанин Петр Лубенский. Мы с ним поехали в ирпенский Дом творчества писателей и начали дорабатывать сценарий. Утром вставали, обсуждали, потом он мне говорил: «Идите, играйте в бильярд». Потом обед, отдых… А вечером смотрю: текст уже напечатан на машинке – все нужные диалоги и так называемые гэги (это по-американски «шутки»). Петр Александрович великолепно умел находить юмористические повороты».
В главной роли Николай Литус изначально видел эстонскую актрису Терье Луйк. Она была настоящей красавицей, вот только, как оказалось, у нее совершенно отсутствовало чувство юмора и самоирония, что для главной героини комедии было существенным недостатком. Все комические сцены она воспринимала как насмешку в свой адрес, желая оставаться на экранах в амплуа романтической героини, а не характерной актрисы. Против ее кандидатуры возражал и худсовет, поскольку Луйк была «слишком интеллигентна и холодна» для комедии, и когда руководство киностудии просмотрело отснятые эпизоды с ее участием, исполнительницу роли заправщицы Людмилы Добрыйвечер потребовали заменить.
Работу над фильмом удалось продолжить только через год, когда еще раз переписали сценарий, заменив главную героиню-красавицу на смешную маленькую девчонку с веснушками. И тогда наконец на главную роль утвердили Надежду Румянцеву, хотя ее Людмиле по сценарию было всего 17 лет, а ей самой – уже 32. Руководить съемочным процессом поручили режиссеру Алексею Мишурину, настоявшему на том, чтобы Литус тоже остался в группе в качестве второго режиссера.
Прежде чем сценарий разрешили запустить в производство, его заставили несколько раз перекраивать, удаляя самые смешные сцены. Но и после этого фильм едва не отправили на полку по идеологическим причинам: руководству киностудии комедия показалась бессодержательной. Хотя создатели «Королевы бензоколонки» действительно хотели дать возможность зрителям просто отдохнуть и развлечься, они тем не менее подвергали критике актуальные для того времени проблемы – например, бюрократизм и хамство.
Во время работы над фильмом случалось немало казусов. Местом для съемок выбрали оснащенную современным оборудованием заправку в городе Пирятин в Полтавской области, но поскольку она была действующей и не могла простаивать, снимать приходилось и на построенной рядом бутафорской заправке. Проезжавшие по трассе водители принимали ее за настоящую и нередко заезжали туда, не зная о съемках фильма. Однажды во время перерыва к Румянцевой подъехал водитель и попросил заправить его машину. Актриса только собралась перекусить апельсином и заявила, что не будет обслуживать небритого посетителя на грязной машине. Обиженный шофер обвинил ее в профнепригодности, назвал «фитюлькой» и потребовал Книгу жалоб. Когда же он наконец понял, кого видит перед собой, принес свои извинения и получил в подарок от Румянцевой тот самый апельсин. Этот эпизод в фильме списали «с натуры», заменив апельсин яблоком – Людмила протягивает его при первом знакомстве водителю автобуса в исполнении Юрия Белова.
Еще один забавный эпизод случился, когда на съемки привезли петуха из киевского цирка. От «артиста» ожидали, что он будет приветствовать главную героиню своим кукареканьем, но он, попав в непривычную обстановку, упорно молчал. Что ни делали дрессировщики – петух не издавал ни звука. И тогда кто-то в шутку предложил напоить его самогоном. Перед ним поставили блюдце со спиртным, и когда «артист» отведал его содержимое, так раскричался, что его еще долго не могли успокоить.
Сюжет фильма был незамысловатым: несостоявшаяся артистка устраивается работать заправщицей на бензоколонку, но не отказывается от своей мечты и все свободное время посвящает тренировкам на роликовых коньках, чтобы еще раз попытать счастья на отборе в балет на льду. При этом она превращает бензоколонку в персональную сцену и оазис красоты и уюта, куда съезжаются все водители. Когда «Королева бензоколонки» вышла на экраны, критики тут же разгромили комедию в пух и прах, назвав ее образцом пошлости, безыдейности и легковесности. А вот зрители приняли фильм на ура – в СССР его посмотрело больше 34 млн человек, премьера прошла с аншлагами и за рубежом: в Болгарии, ГДР, Англии, Франции.
Но даже громкий успех у зрителей не заставил кинокритиков изменить свое мнение: в «Литературной газете» популярность комедии объясняли «низким вкусом нашего зрителя», а в газете «Правда» о «Королеве бензоколонки» написали: «… во время всемирно-исторической победы соцреализма Киевская киностудия выпустила в свет комедию П. Лубенского, безыдейную, аполитичную, примитивную, рассчитанную только на низкопробный смех ради смеха…». Удивительно то, что после шквала критики и сама Румянцева в какой-то период открещивалась от своей звездной роли, заявляя: «Я не хотела сниматься в этом фильме. Роль Людмилы Добрыйвечер – моя ошибка». Впрочем, время все расставило по своим местам: спустя годы актриса изменила свое мнение, а этот фильм признали одной из лучших советских комедий, которая до сих пор не теряет популярности у зрителей.
Любимица советских зрителей неожиданно для всех на долгие годы сделала паузу в кинокарьере: Почему Надежда Румянцева на пике популярности исчезла с экранов.