Но кроме этих работ, в его фильмографии есть и другие замечательные комедии, о которых в наши дни упоминают редко, как, например, фильм «Не может быть!». Режиссеру, как всегда, удалось собрать в нем блестящий актерский состав, вот только на некоторых своих любимцев он после этого затаил обиду…
Леонид Гайдай был поклонником творчества Михаила Зощенко: в «Операции «Ы» сюжет центральной новеллы был навеян его рассказом «Интересная кража в кооперативе», а в основу сюжета трех новелл комедии «Не может быть!» легли рассказы «Забавное приключение», «Свадебное происшествие» и пьеса «Преступление и наказание». Любимой эпохой режиссера были 1920-е гг., которую он уже воспроизводил в фильме «12 стульев». Действие нового фильма тоже разворачивалось в эту эпоху. Гайдай поначалу хотел использовать тот же прием, что и в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» – перенести действие в современность, однако от этой идеи пришлось отказаться. На худсовете заявили, что мещанские реалии жизни со всеми проявлениями бездуховности, пьянства и жажды наживы обывателей остались в далеком прошлом, а потому переносить их в советскую действительность ему настоятельно не рекомендовали.
Гайдай предпочитал работать с проверенной, хорошо знакомой командой, а потому пригласил тех же сценариста, оператора, художника по костюмам и актеров, с которыми уже работал. Одним из самых любимых актеров Гайдая был Юрий Никулин, который стал всенародно известным именно благодаря комедиям этого режиссера. В новом фильме он должен был сыграть жениха невесты в третьей новелле «Свадебное происшествие» – именно под него и был прописан в сценарии этот герой.
Актер прошел фотопробы, но от дальнейшего участия в съемках неожиданно отказался. За 2 года до этого он не захотел сыграть главную роль в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», и тут снова ответил отказом. У него были на это свои причины – на тот момент он был очень занят в цирке и не мог найти время для съемок из-за своей основной работы. Режиссер отреагировал на это очень болезненно, и на этом их сотрудничество с Никулиным прекратилось навсегда. Гадай затаил на него обиду на долгие годы и дал себе слово больше никогда не снимать Никулина. В результате он отдал роль жениха невесты еще одному своему любимцу – Георгию Вицину, который, нужно признать, справился с ней блестяще.
Гайдаевским «новичком» был актер Михаил Светин – до этого они не встречались на съемочной площадке. На тот момент актеру исполнилось уже 45 лет, но все его самые знаменитые роли были еще впереди, и своим успехом он был обязан фильму «Не может быть!», после которого к нему пришла первая громкая популярность. Позже Светин признался, что на съемках очень волновался, попав к признанному мастеру комедии Гайдаю, ему все время казалось, что созданный им образ недостаточно смешон. Чтобы побороть страх, он постоянно импровизировал. В эпизоде с примеркой костюма именно он придумал сцену с прищепками, которая стала одной из самых забавных. Но склонность к импровизациям у Светина переросла в привычку спорить с режиссерскими трактовками. Он постоянно объяснял оператору и режиссеру, как лучше снять ту или иную сцену, что выводило их из себя.
Благодаря Гайдаю, раскрывшему комедийный талант Светина, актер впоследствии получил другие роли, после которых его называли королем кинокомедии. Однако и с ним через несколько лет отношения были испорчены. «Гайдаевским» актером Михаил Светин так и не стал. И сам он считал, что это произошло по его вине. В 1989 г. режиссер пригласил его в свой фильм «Частный детектив, или Операция «Кооперация», и на съемках повторилась та же история – Светин спорил с режиссером. Тем не менее Гайдай предложил ему роль в следующем фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опят идут дожди». Актер прочитал сценарий и заявил, что своего героя видит не таким. Тут Гайдай уже не выдержал, заменил его другим актером и больше с ним не общался. «Характер у меня, конечно, сложный. Я могу с самыми лучшими режиссерами поругаться… Меня заносит всегда куда-то. Не нужно обращать внимание на мои слова», – признавался актер спустя годы. Он очень жалел о том, что так и не успел поблагодарить режиссера за то, что он дал ему путевку в большое кино.
А вот Наталья Крачковская никогда не позволяла себе спорить с Гайдаем. Позже она говорила, что именно он открыл в ней актрису, и называла его своим крестным отцом в комедийном кино. В фильме «Не может быть!» она снялась в двух новеллах, и хотя эпизоды были небольшие, но стали очень яркими и запоминающимися. Самым комичным был эпизод в первой новелле, когда героиня Крачковской упала, а персонаж Игоря Ясуловича должен был ее поднять. «Больно было очень, несмотря на всю мою пышность. Но самое интересное, когда меня Игорь Ясулович, сыгравший моего мужа, поднимал. Поднимает, поднимает, а поднять не может. Ну я не знаю, придумал он это или на самом деле не мог», – вспоминала актриса.
Из «гайдаевского» ансамбля явно выбивались актеры, которых зрители привыкли видеть в других амплуа, – Олег Даль и Валентина Теличкина. Даль поначалу отказался от предложения Гайдая, поскольку считал его творчество слишком несерьезным и легковесным. Обычно Даль отказывался даже от драматических ролей, если считал их недостаточно глубокими. Позже он все-таки дал себя уговорить, блестяще справился с поставленными перед ним задачами, но своего мнения так и не изменил – он был поклонником другого кино. А вот Валентина Теличкина была очень рада возможности попробовать свои силы в жанре комедии и осталась очень довольна работой с Гайдаем.
Когда 45 лет назад, в октябре 1975 г. состоялась премьера фильма «Не может быть!», возле кинотеатров собрались километровые очереди – зрители ждали от Леонида Гайдая очередного шедевра, вроде «Бриллиантовой руки» или «Иван Васильевич меняет профессию». И хотя новую комедию посмотрели больше 50 млн человек и она стала одним из лидеров проката, мнения публики разделились. Кто-то восторгался узнаваемым стилем Гайдая, кто-то считал эту работу неудачной.
Кинокритик Юрий Смелков писал: «Если кинематограф обращается к такому писателю, как Зощенко, мы вправе предполагать, что режиссера интересует именно этот писатель, дух и смысл его творчества, а не только те или иные сюжеты (сюжеты можно найти и похлеще). Однако при знакомстве с фильмом предположение наше не оправдывается, и мы видим, что режиссер использовал рассказы Зощенко с гораздо более скромной целью – сделать еще одну развлекательную кинокомедию. Дело не в том, что режиссер далеко отошел от писателя, но в том, что отход этот был предпринят во имя цели, гораздо менее значительной, чем ставил себе писатель…».
У Гайдая мечтали сниматься многие актеры, ведь даже в эпизодах у него играли мэтры, и участие в его фильмах гарантировало успех. Одна из актрис, сыгравших эпизодическую роль в комедии «Не может быть!», вскоре после съемок неожиданно пропала с экранов: Американская мечта Ларисы Ереминой.